Найти тему
Нео-Буддист

Западные ценности в восточной стране

О состоянии буддизма в современном Китае

Храм Йонгэ в Пекине
Храм Йонгэ в Пекине

Нынешний повышенный интерес к Китаю подтолкнул меня к тому, чтобы написать этот небольшой текст о состоянии буддизма в современной Китайской Народной Республике.

Так сложилось, что интерес к китайскому буддизму и в общем к наследию махаяны сконцентрирован у нас вокруг древностей - легенд про Бодхидхарму, рассказов про Линьцзы, Мацзу и других, “Алтарной сутры” первого патриарха, коанов и так далее. Это, вне всякого сомнения, прекрасная и вдохновляющая литература. Однако я берусь утверждать, что такого рода интерес в целом параллелен общему интересу к Китаю - мы знаем о нём больше всякого древнего, ценим его древнюю культуру или просто любим поговорить о ней. Но при этом мы почти ничего или очень мало знаем о состоянии дел в современном Китае. Наши познания в этом скупы и ограничены той небольшой информацией, что просачивается в массмедиа.

Тем не менее именно в массовых медиа-источниках можно найти и кое-что о современном состоянии буддизма в КНР. Я обратил внимание на статью портала Buddhist Door Global, которая называется “Буддизм в современном Китае: адаптация в настоящем и надежды на будущее” (https://www.buddhistdoor.net/features/buddhism-in-china-today-an-adaptable-present-a-hopeful-future/).

Статья начинается с небольшого рассказа о том, как накануне нового 2018 года в главном буддийском храме Пекина собрались более семидесяти тысяч прихожан. Толпа была такой большой, что её сдерживания полицией не обошлось. Однако эти люди собрались там вовсе не потому, что хотели предаться медитации в роскошных залах храма Йонгэ. Они устроили давку из-за того, что каждый хотел быть в числе первых, кто установит благовония перед статуей Будды,так как это, согласно всеобщему суеверию, должно принести особо большое счастье в новом году.

Далее сообщается, что Буддийская ассоциация Китая - официальный орган по вопросам религии при правительстве - выпустила короткое обращение к гражданам, в котором подчеркнула, что этот и подобные ритуалы являются не более чем суеверием и никакого отношения к буддизму не имеют и уж тем более не поощряются. Более того, подобные верования и практики уводят людей от буддийской Дхармы, а не приводят к ней.

Это послание чётко показывает, какой именно буддизм имеет легализированный и одобряемый Коммунистической партией Китая статус. Далее статья сообщает, что какой-либо официальной статистики по количеству буддийских храмов и монастырей в современном Китае просто нет, да и наиболее крупные храмовые центры не раскрывают своих данных о том, сколько человек числится у них в пастве. При этом есть официальная цифра в 100 миллионов китайцев-буддистов, которой оперирует правительственная канцелярия, однако недавний опрос Исследовательского цетра Пиу выдал цифру в 245 миллионов. Если полагаться на неё, то получается, что лишь 18% населения Китая связывают себя с какой-либо формой буддизма. Ещё около 21%, согласно тому же исследованию, практикуют какие-то фольлорные верования, частично связанные с буддизмом.

При этом есть некоторая При этом отмечается, что западное понимание религии не совсем подходит для определения того, что является массовым религиозным явлением в Китае. Здесь все разновидности китайских буддистов связывают две установки:

  • вера в кармическое воздаяние (за хорошие и плохие поступки)
  • установка на то, что внимательное рассмотрение собственного ума, то есть само-рефлексия и медитация (mindfulness) помогают принимать правильные решения

При этом, хотя сложилась устойчивая схема, в которую включены восемь буддийских доктринальных школ, действительность показывает, что это больше похоже на пёстрый клубок разных буддийских учений, которые переплетаются и соединяются друг с другом, и 8 здесь число больше образное, нежели реальное. Более уверенно можно говорить лишь о чьём-то индивидуальном религиозном курсе, будь то какой-то монах или мирянин.

Но в этой пёстрой картине можно заметить один общий мотив - все современные буддийские институты решительно отвергают всё, что связано с суевериями и местным фольклором. Подобное рассматривается как искажение и отступление от истинной Дхармы Будды. Мы можем смело сказать, что это - современное состояние махаяны и хинаяны в Китае. Последнее - хинаяна, наполненная суевериями и народными верованиями, однозначно рассматривается как бедное в интеллектуальном смысле, недостойное китайского гражданина и не способное содействовать развитию китайского общества.

Да, такова ключевая позиция современного китайского буддизма: религия может и должна поддерживать и развивать людей, давая им удовлетворение и смысл в том, что критикуется как материалистическая, потребительская культура, захватившая большие города Китая с 80-х годов.

При этом истинный, философский буддизм рассматривается в образованном китайском обществе как помощник в воплощении “Китайской мечты” - экономического развития, социальной гармонии и культурного процветания. Именно так её формулирует партийное начальство во главе с Си Цзинпинем.

Статья заканчивается тем, что определенную тревогу у образованного буддийского сообщества вызывает “старение” буддизма - основной костяк его последователей составляют люди старшего поколения. Далее я приведу два “программных” предложения из статьи и переведу их.

To reach out to this demographic, organizations under the BAC promote authentic, non-superstitious, and socially beneficial expressions of Buddhism. In some ways, the situation of Buddhism in China is similar Buddhism in the West: it seems that many young Buddhists feel much more interested and invested in the religion if they feel it plays an active and beneficial role in their day-to-day lives.
Чтобы добиться внимания молодёжи, организации, работающие под руководством Буддийской ассоциации Китая, продвигают аутентичную, отрицающую суеверия и социально-ориентированную форму буддизма. В некотором смысле ситуация буддизма в современном Китае похожа на Западный буддизм: похоже, что множество молодых буддистов гораздо более заинтересованы и вовлечены в религию, если они чувствуют, что она играет активную и позитивную роль в их обычной, ежедневной жизни.

Мне трудно здесь удержаться от того, чтобы не сопроводить эту цитату восклицанием “садху-садху” (чудесно! чудесно!), хотя это восклицание характерно для палийского буддизма тхеравады, распространённого в ЮВА, Однако то, что внешняя политика современного Китая весьма активно направлена на расширение сотрудничества со странами, где тхеравада является основным буддийским институтом, это восклицание не кажется мне неуместным.