2 апреля 2023 года/
Филёвской вотчиной, впервые упомянутой в летописях в 1454 году, владели цари и монастыри, именитые московские воеводы и бояре, среди которых Милославские и Нарышкины. Название местности связывают с речкой Филькой (Хвилкой), которая сейчас течёт в подземном коллекторе. До конца XVII века земли в пойме Москвы-реки то принадлежали Милославским, то возвращались в казну, пока в 1689 году дворцовое село Фили (Хвили) вместе с окрестными деревнями не было пожаловано царём Петром Великим своему дяде Льву Нарышкину. Новый владелец построил деревянный дворец с башней и часами, с регулярным парком, тремя прудами на речке Фильке, переправой через Москву-реку. Вместо старой церкви времён Милославских Нарышкин возвёл богато украшенное каменное здание храма Покрова Пресвятой Богородицы, которое в наши дни может служить ориентиром первоначального расположения села Фили.
С 1704 года началась чехарда с переселениями и переименованиями - Лев Нарышкин зачем-то решил перенести крестьянские наделы подальше от боярской усадьбы, в которой оставил лишь дворовых людей, и вновь образованная деревня Фили вытянулась в линию вдоль Можайской дороги (нынешнего Кутузовского проспекта) на некотором отдалении от трассы. Таким образом, на картах XVIII века можно встретить сразу два топонима «Фили» - село на Фильке и деревню у Можайской дороги. Позднее от путаницы избавились путём переименования прежних Филей в село Покровское.
Смотрите старые карты. План Царствующего града. 1766 год:
Фили (Покровское), село. Топографический план Москвы 1838 года:
Бывшее село Фили на плане Москвы 1952 года:
Имение Покровское-Фили находилось в окрестностях нынешнего перекрёстка Большой Филёвской и Новозаводской улиц. Усадьба принадлежала семейству Нарышкиных до 1865 года, пока не была выкуплена промышленником Павлом Шелапутиным (по другим данным, сделка совершилась в 1868-1869 годах). После покупки усадьбы Шелапутин перевёз семью в Фили, перестроил особняк, создал экзотический зимний сад, благоустроил парк.
Шелапутин был представителем благородного меценатства, которым издавна отличалась Москва: на средства богатого фабриканта построены несколько богаделен, ремесленных училищ и гимназий, открыты Педагогический институт и Гинекологическая клиника, оборудован зал греческой скульптуры Музея изящных искусств. В своём имении Покровское-Фили он построил благотворительную амбулаторию и приют для неизлечимо больных детей. Щедрость сочеталась в этом человеке с необычной для миллионера скромностью в быту - по воспоминаниям современников, Павел Шелапутин одевался, как крестьянин, пользовался обычной бричкой, исполнял обязанности старосты Покровского храма и, между прочим, вступил в общество трезвости.
В наши дни о преданьях старины глубокой напоминают лишь храм Покрова и детский парк «Фили», обустроенный на участке нарышкинско-шелапутинского парка.
Новозаводская улица, 6 - храм Покрова Пресвятой Богородицы (1694, архитектор, возможно, Яков Бухвостов) считается одним из самых выразительных произведений раннего московского барокко. Фасады храма богато декорированы изящной резьбой, здание опоясано галереей-гульбищем, с трёх сторон к нему ведут парадные лестницы. Нижний ярус занимает храм в честь Покрова Богородицы, а в верхнем ярусе находится главный храм Спаса Нерукотворного. Во внутреннем убранстве сохранился резной иконостас работы известного иконописца Карпа Золотарева.
Смотрите старые фотографии. Церковь Покрова в Филях. 1900-1910 гг.:
В 1812 году Покровский храм пережил испытание наполеоновским нашествием - французские солдаты повредили интерьеры и устроили конюшню. После Октябрьской революции храм чудом уцелел от сноса, был закрыт в 1941 году и частично разобран, чтобы замаскироваться от авианалётов, - высокое здание с куполами могло служить ориентиром для немецких бомбардировщиков, атаковавших стратегический Завод № 22.
По окончании Великой Отечественной войны в здании разместился склад бумажных изделий и лишь после признания храма архитектурным памятником союзного значения последовала длительная реставрация, начавшаяся в 1955 году и завершившаяся в 1980-м открытием здесь филиала Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В 2019 году Покровский храм передан в ведение РПЦ, начаты реставрационные работы.
На фотографиях: исторический иконостас верхнего храма
Детский парк «Фили» основан в 1936 году как детский городок Киевского района с аттракционами, кинозалом, помещениями для кружковых занятий, зоопарком, стадионом. В связи с прокладкой Филёвской линии метро парк лишился футбольного поля, но остался главной районной площадкой детского отдыха, который регулярно посещали 300-500 горожан школьного и дошкольного возраста.
Детский парк «Фили». 1936-1940 гг.:
Ослик в парке. 1961 год:
В 2022 году завершена реконструкция парка, он является филиалом Молодёжного центра «Галактика», на территории работают конно-спортивный клуб, кружки изобразительного искусства и вокала, оборудованы спортивные площадки, теплицы для кружка юных натуралистов и собачья площадка для кружка «Юный кинолог».
На другой половине усадебного парка напротив Покровского храма в 1933 году стараниями рабочих Фрунзенского райстройтреста по проекту архитектора Антонова выросло здание «школьного дворца», открытию которого журнал «Строительство Москвы» посвятил большую статью: «Если до нынешнего года в Филях была лишь одна ветхая школа, рассчитанная на 300 детишек, то теперь новый промышленный центр столицы имеет огромную школу-гигант».
Школа-гигант видна в верхней части снимка
Строительство новых школьных зданий в Москве велось с 1926 года, это были семилетки и десятилетки на 560-720 учащихся. Методом проб и ошибок архитекторы выработали плановые решения и характер внутренней отделки советской школы, в которой предусматривалось до 18 классов, физическая, химическая и агробиологическая лаборатории, механические мастерские, киноаудитория, рекреационный (актовый) зал, библиотека с книгохранилищем, столовая с кухней, гардеробы, спортивный зал, вынесенный в одноэтажную пристройку. Интерьеры предлагалось оформить бюстами вождей революции, «занимательными панно», застеклёнными витринами для пособий, полы выстилать паркетом, колонны отделывать под мрамор.
Поначалу школу в Филях назвали «переходящей стройкой»: на строительном сленге это означало, что менялись бригадиры, рабочие, а дело не двигалось. Объект превратился в долгострой без финансовой сметы и потребовалась радикальная замена руководства, чтобы навести порядок на стройплощадке. Шефскую помощь строителям оказал Завод № 22. Школу успели сдать в эксплуатацию к началу учебного года, но с приключениями: проектировщики не забыли про столовую, однако упустили кухню, пришлось поначалу использовать автоклавы вместо плиты и спешно проделывать в этажах отверстия для дымоходов. Эстетические претензии предъявлялись и к фасадам здания, «однообразно-унылого вида, по характеру архитектуры скорее хлебозавод, чем школа». Тем не менее это была одна из крупнейших школ в Союзе, в ней в две смены училось свыше 2000 детей.
Образцовая школа имени Кагановича. 1934 год:
Средней школе № 31 сначала присвоили имя Кагановича, затем переименовали в школу № 63 Киевского района, но уже в 1937 году по какой-то причине здание передали Московскому военному электротехническому (прожекторному) училищу, - возможно, проект всё-таки изначально не был удачным для школы. А куда перевели обучавшихся детей - история умалчивает. Во время войны здесь базировались 2-е Московское военно-пехотное училище РККА и Разведывательные курсы усовершенствования старшего и среднего командного состава, а с 1956 года комплекс, приросший новыми зданиями, принадлежал Московскому суворовскому военному училищу.
На плацу Суворовского училища. 1963-1964 гг.:
Государственный таможенный комитет России. 1999 год:
В наши дни это закрытая территория Федеральной таможенной службы, фасады старых зданий отделаны сайдингом, на бывшем плацу установлен памятник кинематографическому таможеннику Верещагину из «Белого солнца пустыни»: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно». А горожанам обидно, что памятник честному таможеннику спрятан в глубине комплекса и недоступен для осмотра.
В старину самый короткий путь из усадьбы в город лежал через Москву-реку, к переправе вела грунтовая дорога, известная позднее как Банный проезд и Большая Филёвская улица. В 1965 году на месте речного перевоза возвели Шелепихинский (при постройке - Краснопресненский) железобетонный мост общей длиной почти 700 метров.
Перевоз «Шелепиха». 1930 год:
В сторону Можайского шоссе из села вела Почтовая улица, ставшая в 1958 году частью Новозаводской улицы.
Помимо фабриканта Шелапутина с историей Филей связано имя землевладельца Николая Гурьева, которому принадлежали 200 гектаров филёвских заливных лугов. Его деревянный дом намного пережил хозяина и был снесён в 1964 году, когда вокруг на месте берёзовой рощи выросли кирпичные многоэтажки в начале Новозаводской улицы.
Дом Гурьева за несколько лет до сноса. 1960 год:
Новозаводская улица, 2к6-7 - в этом дворе стоял дом Николая Гурьева
Новозаводская улица, 2 - жилой дом (1955). Якоря на лепных украшениях намекают, что это ведомственный дом сотрудников Западного речного порта.
Ещё в шелапутинские времена на окраине села Фили-Покровское открылась ситцевая фабрика, а в советский период на берегу сложилась большая промышленная зона, которую составили Западный речной порт, «Подводречстрой», Московский завод железобетонных изделий и труб, завод «Коммунальник», автокомбинаты и другие предприятия. В ходе редевелопмента территория застраивается жилыми комплексами и офисными зданиями.
Западный порт построен в 1937 году одновременно с открытием канала Москва - Волга, порт был способен принимать крупные суда и предназначался для перевалки различных грузов.
В наши дни логистический центр на берегу Москвы-реки оказался не нужен в связи с деиндустриализацией города, портовые сооружения снесли и в 2017 году стартовала продажа квартир в новостройках ЖК «Западный порт».
Каменные джунгли выросли и на левом берегу Москвы-реки на Шелепихинской набережной.
Открывшаяся в 1902 году платформа Фили была востребована дачниками, а в советское время станция Фили Белорусского направления МЖД обслуживала Завод № 22, к которому проложили служебную ветку.
Платформа Фили. 1902-1917 гг.:
Станция Фили. 1966 год:
С электрички можно сделать пересадку на метро. Наземная станция «Фили» сооружена в 1959 году по типовому проекту архитекторов Юрия Зенкевича и Римидалва Погребного.
У станции метро «Фили». 1960-1970 гг.:
Эксплуатация на открытом воздухе привела к износу балок, колонн, платформ, инженерных систем, что вызвало необходимость глубокой реконструкции станции. Поскольку все старые железобетонные конструкции всё равно подлежали демонтажу, «Инжпроект» предложил построить совершенно новую станцию, оформленную в стиле хай-тек, и оснащённую прозрачным «колпаком», защищающим пассажиров от непогоды. Возможно, этот вариант показался слишком затратным и исторический облик станции, компоновку вестибюлей было решено воссоздать, хотя и с некоторыми изменениями.
Так как значительная часть Филёвской линии проложена по земле, на ней запустили самые современные составы «Москва», адаптированные для работы под открытым небом.
Пассажирам здесь надо быть внимательными: двери на станциях открываются не автоматически, а нажатием зелёной кнопки, как в электробусах или «Ласточках».
Обслуживает линию электродепо «Фили», в котором за его долгую историю эксплуатировались почти все типы вагонов метро от трофейных немецких Baureihe типа «В» до инновационных вагонов типа «Москва».
Поезд метро типа «В» у станции «Фили». 1959 год:
С 2021 года в электродепо «Фили» принимают на работу женщин-машинистов, прошедших обучение на курсах и успешно сдавших аттестацию.
Продолжение следует...
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #фили #метро