Найти тему
Город на память

«Город на память». 482. Из села Карачарово в село Перово

25 июня 2019 года/

Село Карачарово впервые упоминается в летописи в 1571 году - тогда оно находилось во владении Спасо-Андроникова монастыря. Времена были неспокойные, да и места безлюдные: путники на старой Коломенской дороге запросто могли стать жертвами разбойников, прятавшихся в окрестных лесах. Из-за участившихся грабежей купцы стали сторониться старой дороги, предпочитая проложенную по открытой местности новую Коломенскую дорогу (в наши дни известную как Рязанский проспект).

В Смутное время Карачарово было разорено, но вскоре возродилось стараниями боярина Василия Стрешнева, который отстроил старое село и основал новую слободу на Рязанской дороге. Крестьяне выращивали на огородах картофель, а кустари вили верёвки и вязали сети, не забывая платить оброк Андроникову монастырю и отрабатывая барщину на монастырских землях. Соседство с оживлённой торговой дорогой, по которой купцы и крестьяне отовсюду везли в Москву сено, овёс, овощи, фрукты, рыбу, способствовало развитию Карачарово. Село стало напоминать большой постоялый двор с ямщицкими станциями, трактирами и ночлежками. К концу XIX века здесь проживало 260 человек.

К этому времени разбойников в округе уже не было, зато оставалась живописная природа, привлекающая в Карачарово московских дачников. Горожане имели возможность отдыхать с комфортом – к дачам были подведены водопровод и электричество, а поезда Рязанской и Нижегородской железных дорог быстро доставляли пассажиров из Москвы в Карачарово.

Октябрьская революция и Гражданская война изменили мирный уклад жизни в Карачарово, в годы разрухи жители разобрали дачи на дрова, а специальные «лесные дружины» вырубили окрестные леса для снабжения Москвы топливом. Вскоре карачаровцы узнали новые слова «коллективизация» и «индустриализация». В 1929 году в селе был основан колхоз «Красная Победа», но уже спустя два года колхозные угодья потребовались для строительства промышленных предприятий и складов. Местность прекрасно подходила для индустриального развития благодаря пересечению трёх железных дорог – Рязанской (Казанской), Нижегородской (Горьковской) и Московской Окружной.

Ещё в XIX веке в окрестностях Карачарово были построены сахарный завод и суконная фабрика, в 1901 году основаны «Перовские вагонные мастерские» («Московский локомотиворемонтный завод»), в годы первых пятилеток выросли корпуса заводов «Фрезер» и «Стальмост» («Станкоагрегат»), в 1938 году создана складская база «Карачарово» в системе «Главснаб», в 1948 году основаны механические мастерские («Карачаровский механический завод»). Эти крупные предприятия построили для рабочих жилые дома, клубы, школы и детские сады.

История старинного села завершилась в 1960 году, когда Карачарово вошло в состав Москвы, а вскоре главная сельская улица стала частью Рязанского проспекта. Исчезло с городских карт и название посёлка Кавказ – довольно большой территории, прилегающей к станциям Перово и Чухлинка, территория бывшего посёлка Кавказ относится к Деревообрабатывающему комбинату № 3.

Промышленная зона до девяностых годов продолжала давать нужную народному хозяйству СССР продукцию, но переход от плановой экономики к рыночной произошёл с потерями, закрылся крупнейший здешний завод «Фрезер», часть площадей «Карачаровского механического завода» передана под жилую и офисную застройку, большинство объектов промзоны в наши дни используется не для производства, а в качестве складских помещений. На память о советской индустриальной Москве остались несколько памятников – Владимиру Ленину, Михаилу Калинину, заводским рабочим, вставшим на защиту столицы в 1941 году.

Смотрите старые карты. План 1952 года:

План Москвы - 2-я Карачаровская улица, Москва, 109202

В нижней части плана вдоль Рязанского шоссе выстроились деревянные избы и рабочие бараки исторического села Карачарово, которое в 1952 году ещё оставалось вне границ Москвы (граница города обозначена жирной красной линией). Про эти места «Город на память» уже рассказывал в сюжетах про Рязанский проспект: после войны вместо карачаровских избушек построены кварталы домов для рабочих, а на пустырях выросли заводские корпуса, которые в наши дни уступают место многоэтажной жилой застройке.

-2

89-й квартал Карачарова примечателен коттеджным посёлком, построенным в 1948-1950-х годах.

-3

Дом культуры «40 лет Октября» (1958) принадлежал машиностроительному заводу «Молния», в сквере установлен памятник «50-летию стахановского движения».

-4
-5

Рязанский проспект, 45к1 – жилой дом (1935)

Сейчас эти окрестности оживлённого Рязанского проспекта представляют собой обычный спальный район, сложившийся в 1950-1960-е годы, а вот к северу, за путями Горьковской железной дороги, расположена производственная зона № 24 «Карачарово» – место странное и малолюдное. Промзона специализировалась на машиностроении («Фрезер» и «Станкоагрегат») и деревообработке (ДОК № 3), значительную часть территории занимают склады различных организаций.

-6

Железнодорожная ветка в промзону

Пространство ограничено со всех сторон железными дорогами, к заводам ведут подъездные пути, вероятно, в плане логистики это подходящее место для развития производства, но для проживания людей малоприспособленное. Промзона «Карачарово» похожа на «бермудский треугольник» – для автомобильного транспорта здесь только один въезд-выезд по 5-й Кабельной улице, которая ведёт к другой промзоне № 23 «Серп и Молот» и лишь оттуда по Авиамоторной можно выбраться к цивилизации.

-7
-8

Карачаровский ручей

Смотрите старые фотографии: Станция Перово. 1959-1960 гг.:

1959—1960 Станция Перово

Зато к услугам местных жителей сразу четыре железнодорожных платформы – Карачарово, Чухлинка, Перово, Фрезер плюс открывшаяся в 2016 году станция Андроновка Московского центрального кольца. По промзоне с небольшими интервалами курсируют рейсовые автобусы нескольких маршрутов.

Смотрите старые фотографии: Платформа Чухлинка. 1900-1910 гг.:

1900—1910 Платформа Чухлинка

Смотрите старые фотографии: Платформа Чухлинка. 1999 год:

1999 Платформа Чухлинка, какой она была когда-то...

-9

Платформа Чухлинка

-10

Станция МЦК Андроновка

-11

Автобус на 5-й Кабельной улице

Смотрите старые фотографии: 1-я Карачаровская улица. Клуб. 1955-1960 гг.:

1955—1960 Клуб на 1-й Карачаровской улице

Сейчас из развлечений здесь доступен, пожалуй, только народный парк «Карачарово» на Перовском шоссе, в парке зимой заливают каток.

-12

Фонарь в народном парке

Московский завод режущих инструментов «Фрезер» имени Калинина был основан в 1932 году и стал одним из крупнейших предприятий инструментальной промышленности СССР. Завод специализировался на крупносерийном производстве стандартного и специального режущего инструмента, в том числе для часовой и приборостроительной промышленности. С 2004 года «Фрезер» закрыт, территория сдаётся арендаторам.

Смотрите старые фотографии: Строительство завода «Фрезер». 1931 год:

1931 Строится завод "Фрезер"

Смотрите старые фотографии: Московский завод режущих инструментов «Фрезер». 1975 год:

1975 Московский завод режущих инструментов "Фрезер"

-13

1-я Фрезерная улица, 2к2 – заводоуправление «Фрезер» (1974)

-14

Бюст Михаила Калинина

-15

Мозаика на фасаде заводоуправления

Смотрите старые фотографии: Пуск завода «Фрезер». 1932 год:

Завод «Фрезер» в день пуска (1 мая 1932 г.)

Смотрите старые фотографии: Пуск завода «Фрезер». 1932 год:

1932 Пуск завода «Фрезер»

Смотрите старые фотографии: Отдых рабочих завода «Фрезер» в обеденный перерыв. 1946 год:

1946 Отдых рабочих завода "Фрезер" в обеденный перерыв

-16
-17

Смотрите старые фотографии: Карачарово. Возле ДОК № 3. 1949-1953 гг.:

1949—1953 Виды на северное Карачарово и Чухлинку 3

Деревообрабатывающий комбинат № 3 – крупнейшее столичное предприятие, специализирующееся на изготовлении деревянных оконных блоков со стеклопакетами и дверей. Возле проходной установлена скульптурная композиция «Владимир Ленин и рабочие».

Смотрите старые фотографии: Деревообрабатывающий комбинат № 3. 1950-1970 гг.:

1950—1970 Карачарово, ДОК № 3

-18

Мемориал работникам деревообрабатывающего комбината, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

-19

Памятник Ленину на Перовском шоссе

-20

Смотрите старые фотографии: Завод «Стальмост». 1930-1940 гг.:

1930—1940 Завод Стальмост

Смотрите старые фотографии: Завод «Стальмост». Сборка десятитонных портальных кранов для строек коммунизма. 1951 год:

1951 Завод "Стальмост". Сборка десятитонных портальных кранов для строек коммунизма

-21

2-я Карачаровская улица, 3 – АО «Полимербыт», производящее разнообразные бытовые пластмассовые изделия, создано на базе Карачаровского завода пластмасс, основанного в 1939 году.

-22
-23

2-я Карачаровская улица, 1 – универсам в здании ремонтных мастерских автокомбината № 10.

-24

Карачаровское шоссе, 13 – производственное здание (1955)

Смотрите старые фотографии: Карачарово. Жилые дома и бараки. 1961 год:

1961 Вид на Карачарово

Для рабочих производственной зоны строились общежития и жилые дома, здесь есть несколько школ и детских садов.

Смотрите старые фотографии: Строительство жилого дома для завода «Фрезер». 1931 год:

1931 Строительство жилого дома для рабочих завода "Фрезер"

-25

Шоссе Фрезер, 5 – жилой дом (1932)

-26

Перовское шоссе, 10к2 – жилой дом (1938), перестроенный в 1982 году.

-27

2-я Карачаровская улица, 10 – жилой дом (1950)

-28

2-я Фрезерная улица, 6к2 – общежитие (1975)

-29

1-я Карачаровская улица, 23 – общежитие (1957)

-30

Перовское шоссе, 16 – жилой дом

-31

Шоссе Фрезер, 10 – Московский инструментальный техникум (1979), филиал «Станкин»

-32

Перовское шоссе, 8 – средняя общеобразовательная школа № 453 (1951)

Смотрите старые фотографии: Перовское шоссе. Школа № 453. 1955-1956 гг.:

1955—1956 Школа 453

Смотрите старые фотографии: 2-я Фрезерная улица. Возвращение из пионерского лагеря. 1950-1960 гг.:

1950—1960 2-я Фрезерная улица

-33

Граффити в Карачарово

-34

Развозной фургон ЕрАЗ-762 на Карачаровском шоссе. Грузовая версия латвийского микроавтобуса РАФ-977 выпускалась в Армении Ереванским автомобильным заводом с 1966 по 1996 год.

-35

Железнодорожный переезд на Карачаровском шоссе. В советской индустриальной Москве таких переездов можно было насчитать десятки, если не сотни. В наши дни после закрытия заводов и фабрик подъездные пути к ним демонтированы.

-36

Под железнодорожными путями есть переход, по которому можно перейти в район Перово. Производственную зону продолжают открывшиеся здесь в 1901 году Перовские вагонные мастерские поначалу специализировались на ремонте товарных вагонов, в 1907 году был построен пассажирский цех, а после Октябрьской революции мастерские перепрофилировали в Перовский вагоноремонтный завод Наркомата путей сообщения. К 1928 году на заводе трудились 1700 человек. В 1946-1948 годах завод прекратил ремонт грузовых и пассажирских вагонов и, освоив технологию ремонта электроподвижного состава, полностью перешёл на ремонт электропоездов и электровозов. В 1955 году завод переименован в Перовский локомотиворемонтный завод.

-37

Грузовой магистральный электровоз ВЛ-11м («Владимир Ленин», 11 серия, модернизированный) на станции Перово. Такие модернизированные электровозы выпускались с 1986 по 2006 год, а самый первый ВЛ-11 был построен в 1975 году на Тбилисском электровозостроительном заводе.

-38

Памятный знак революционерам-большевикам: «Членам В.К.П.(б) Плющеву П.К. (1890–1920), Гинц В.И. (1886–1921), Мочалкину А.И. (1889–1918) – первым бойцам за пролетарскую диктатуру и нашим организаторам от ячейки В.К.П.(б) перовского вагоноремонтного завода М.Каз.ж.д. 7.10.1927 г.»

-39

Улица Плющева, 18А – дом культуры Московского локомотиворемонтного завода построен в 1927–1928 годах по проекту архитектора В.Владимирова. Мощный объём театрального корпуса на 1000 зрителей с двумя симметричными глухими кубами перпендикулярен одноэтажному клубному корпусу с помещениями для занятий в кружках. Массивность форм клуба подчёркивается по контрасту тонкими деталями — плоским геометрическим рельефом на стенах и полукруглыми пилястрами-простенками между окнами первого этажа, выкрашенными изначально в терракотовый цвет.

Смотрите старые фотографии: Дом культуры Московского локомотиворемонтного завода (МЛРЗ). 1939 год:

1939 ДК МЛРЗ

В небогатом на культурные развлечения районе клуб привлекал немало народу: здесь показывали кино, шли спектакли московских театров, работали кружки и библиотека, проводились детские районные праздники и молодёжные дискотеки. После пожара 2007 года здание стоит заброшенным и выставлено на торги.

-40
-41

В советской Москве породистых голубей разводили и стар, и млад, энтузиасты в каждом дворе строили домики-голубятни для своих питомцев. В современном городе для птиц не осталось места и голубятни встречаются только в старых кварталах.

-42

Сельцо Перово появилось во второй половине XVII века и, так же как соседнее село Тетеревники, обслуживало охотничьи забавы московской знати. В начале XVIII века Перово принадлежало князьям Голицыным, а до 1753 года служило загородной царской резиденцией. На плане 1838 года видно, что село разделено дорогой на две половины – в западной части находились дворы местных жителей, а на востоке был разбит Елизаветинский липовый пейзажный парк с прудом, фонтаном и беседками. Считается, что в создании планировки парка принимал участие архитектор Иван Жилярди.

Смотрите старые карты. Топографический план Москвы 1838 года:

Топографический план Москвы 1:8K - Спортивная территория

План 1952 года:

План Москвы - Карусель Фермер

-43

Храм иконы Божией Матери «Знамение» – самая старая сохранившаяся до наших дней постройка, первое упоминание о которой относится к 1680 году, когда владелец села князь Пётр Голицын получил разрешение на строительство каменного храма. Но строительство затянулось и священник в храм был назначен только в 1708 году. Считается, что в этом году и завершились строительные работы.

Смотрите старые фотографии: Церковь Знаменской иконы и церковь Св. Саровского. 1907-1940 гг.:

1907—1940 Церкви и Перовский погост

В 1904-1905 годах по заказу помещиков Тарновских к старинному зданию был пристроен большой трёхпридельный храм с колокольней (архитектор Николай Ченцов). Эти постройки пережили революционные события и антирелигиозную кампанию, но были снесены позже, в 1953-1963 годах. Знаменская церковь утратила старинный резной иконостас, но её фасад, как в старину, украшают сложные фронтоны, обрамлённые цветами и плодами. Кстати, имя архитектора церкви осталось неизвестным.

-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51

Церковный или Купавенский (Советский) пруд.
Ещё в петровские времена на подземных ключах в северной части парка был выкопан Церковный (Купавенский, Советский) пруд, а в 1748 году по указанию императрицы Елизаветы Петровны архитектор Бартоломео Растрелли выстроил на берегу деревянный летний дворец в стиле барокко. Императрица пожаловала усадьбу своему фавориту графу Алексею Разумовскому, считается, что их тайное венчание состоялось как раз в селе Перово. За минувшие столетия планировка аллей была утрачена, но сам парк существует до сих пор под названием Перовский.

В советское время по праздникам на берегу пруда устанавливалась салютная батарея, весь район приходил смотреть на фейерверк. Зимой на пруду устраивали каток, летом работал прокат лодок-катамаранов.

-52

Улица Лазо, 3 – кинотеатр «Владивосток» (1967)

На месте давно разобранного дворца в 1967 году возведён кинотеатр «Владивосток» и местные жители стали называть соседний водоём «прудом у Владика». В девяностые годы кинопрокатная индустрия пришла в упадок, «Владивосток» закрылся, а сейчас готовится реконструкция здания, которое предполагается передать Московскому театру иллюзий.

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Владивосток». 1980-1985 гг.:

1980—1985 У кинотеатра "Владивосток"

-53
-54
-55
-56
-57

Смотрите старые фотографии: Ресторан «Туркмения». 1979 год:

1979 Ресторан «Туркмения», Перово

В девяностые годы ресторан сгорел и на его фундаменте отстроили военкомат. А изваяние колхозницы демонтировали гораздо раньше, при установке скульптуры были допущены просчёты и она за несколько лет пришла в аварийное состояние.

С 1938 года парк принадлежал Перовскому вагоноремонтному заводу, во время Великой Отечественной войны на его территории установили зенитную батарею, прикрывавшую от налётов промышленную зону и станцию Перово. После войны он был заново благоустроен и получил статус парка культуры и отдыха города Перово. В Перовском парке работают аттракционы, на летней эстраде выступают артисты, на стадионе занимаются футболисты школы «Локомотив-Перово», давшей российскому футболу таких игроков, как Дмитрий Хлестов и Денис Бояринцев.

-58

«Локомотив-Перово» — футбольный стадион в Москве, домашний стадион московского футбольного клуба «Локомотив-2», вместимость 1300 зрителей.

Во второй половине XIX века перовские земли приглянулись текстильным фабрикантам, началась вырубка лесов и строительство первых фабрик – мануфактуры шерстяных гребнечесальных изделий Ниссена и шёлковых фабрик Рошфора. Непосредственно на производстве трудилось 300-400 человек, кроме того фабрики предоставляли надомную работу деревенским ткачам и вышивальщицам. Ещё в 1860-е годы в Перово открылись первые вагоноремонтные мастерские, в 1880-е – четыре крупных скотопрогонных двора, принимавших скот, прибывавший в Москву по железной дороге.

-59

О пролетарском прошлом Перово напоминает памятник участникам Московского декабрьского вооруженного восстания 1905 года (скульптор В.Глебов). На постаменте надпись: «Участникам Московского Декабрьского Восстания революции 1905 г. от трудящихся города Перово. ноябрь 1956 г.»

-60
-61
-62
-63

Улица Лазо, 7 – музыкальная школа при Перовском парке (1945), ныне здание администрации парка.

-64

В Перовском парке

-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72

Ежегодно в День молодёжи в парке проводится интеграционный фестиваль «Поверь в себя!», в котором принимают участие люди с инвалидностью, спортсмены, кинологи, байкеры. Люди с ограниченными возможностями хотят ощущать себя активными москвичами, учиться, работать, отдыхать. Радоваться жизни сложно, когда испытываешь проблемы со здоровьем, а город к тебе недружелюбен. Основная цель праздника «Поверь в себя!» – формирование пространства, способствующего полноценному общению молодых людей.

-73

Певица Юлия Самойлова

-74
-75
-76

Фотографии: Евгений Чесноков

-77

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #архитектура #история #москваменяется #карачарово #промзона #перово