Найти тему
VK Team

Микрообучение: что это такое и кому оно подойдёт

Оглавление

Новый тренд

Многие студенты онлайн-курсов бросают их на полпути это системная проблема дистанционного образования во всём мире. Согласно исследованию проекта «Барометр», в России программы онлайн-школ заканчивают только 59% студентов. Но это оптимистичная статистика. По разным данным, реальные цифры в 3–4 раза ниже.

Среди причин, по которым люди бросают занятия, — дефицит времени и низкое качество учебных материалов. Привычные форматы традиционного образования — длинные лекции и семинары — плохо работают онлайн.

Проблемы ярко проявились ещё пять-шесть лет назад, когда вузы начали переводить свои программы в цифровой формат без какой-либо адаптации. В то же время в моду вошёл термин «клиповое мышление». Им описывали то, как многие ученики сейчас воспринимают информацию: быстро переключая внимание, с опорой на краткосрочную память.

Тогда преподаватели и методисты впервые заговорили о микрообучении как альтернативе традиционному образованию. Но нельзя просто разбить часовую лекцию на несколько частей: нужно поменять подход.

В чём суть формата?

Главное отличие микрообучения от других инструментов — материал дробится на маленькие «порции». Информация может подаваться в разных видах: видеолекциях длиной от 5 до 20 минут, коротких конспектах, гайдах, тестах, играх. По словам сооснователя платформы микрокурсов Skill Cup Романа Мандрика, чтобы обучение проходило эффективно, форматы нужно чередовать.

К плюсам микрообучения относят:
• лаконичность;
• чёткость — нет «воды»;
• запоминать и усваивать информацию просто;
• учиться можно в любое время и в любом месте — хоть в автобусе, хоть на беговой дорожке.

У метода сразу же появились адепты. Как правило, это люди, которые не могут тратить на саморазвитие больше 20 минут в день, эффективнее фокусируют внимание короткими подходами, не любят длинные курсы и бросают их, в том числе потому что теряют мотивацию.

При этом минусом микрообучения многие считают то, что оно ещё не зарекомендовало себя как самостоятельный формат. Иначе говоря, пока трудно судить о том, можно ли только с его помощью получить обширные фундаментальные знания. Так что и области применения подхода пока локальные: конкретные навыки, узкие направления. А ещё с форматом сыграла злую шутку часть «микро-» из названия: россияне недоверчиво восприняли тренд — как что-то слишком несерьёзное для образования.

-2

Какие задачи решает микрообучение?

Мы узнали у экспертов в сфере образования, как, по их мнению, работает микрообучение и какие задачи оно помогает решать.

«Микрообучение отлично справляется с задачей, когда нужно помочь студенту изучить какую-то небольшую тему или потренировать запоминание через повторение, как это реализовано, например, в обучении иностранным языкам, — говорит Евгения Расщупкина, руководитель Школы методистов Skillbox. — Нам как методистам важно, с одной стороны, сделать обучение посильным и удобным для студента — иногда это дробление на части, создание микроуроков, памяток, конспектов. Но при этом необходимо и сохранить общую картину, чтобы сформировать целостное знание и навыки».

Оксана Силантьева, автор и разработчик образовательной платформы Silatrek, обращает внимание на конкретную практическую пользу знаний для ученика и возможность применить их здесь и сейчас: «Микрообучение — это разбивка контента на небольшие законченные смысловые модули, привязка обучающего модуля к конкретной ситуации, когда человеку эти знания и навыки понадобятся. Мы знаем, что учиться впрок у взрослых совсем не получается. Они учатся только когда „прижмёт“. Создателю микромодулей важно понимать, в какой ситуации, в каком режиме работают участники курса, насколько они продвинуты в теме, которую предстоит освоить».

В свою очередь, сооснователь платформы микрокурсов Skill Cup Роман Мандрик уверен в обширных возможностях подхода.

«Когда люди слышат о микрообучении, им часто кажется, что речь идёт об обучении чему-то маленькому. Но это совсем не так. Микрообучение — это обучение маленькими порциями, а материал может быть большой. Просто человек „употребляет“ его понемножку. Может быть, и за долгий срок, — объясняет Роман Мандрик. — Фундаментальные знания прекрасно подаются через микроформаты. Теория относительности Эйнштейна? Элементарно. Экономическая доктрина Карла Маркса? Легко».

При этом Роман Мандрик подчёркивает, что через микрообучение онлайн невозможно получить практические умения — оно их просто не тренирует. Так создаётся только база, чтобы самостоятельно освоить навык.

«Никто же не ожидает, что человек будет уметь клеить обои после просмотра лекции на YouTube, — говорит Роман Мандрик. — У него лишь появится понимание, как это делать. Потом он должен будет долго тренироваться, чтобы научиться. Микрообучение — это просто более удобный, технологичный, современный формат по сравнению с книгой или лекцией. Он увлекает, побуждает рефлексировать. Но дать человеку „живой навык“ он не может».

-3

Где пройти микрокурсы?

Возможностей обучаться по новому подходу пока не очень много. Единственная платформа в России, которая позиционирует себя как площадка микрокурсов, — это Skill Cup. Там есть занятия по текстам, подкастам, маркетингу, публичным выступлениям и другим темам.

Инструмент активно используют блогеры, которые создают собственные образовательные продукты. Они ведут уроки в соцсетях и мессенджерах.

В курсах крупных образовательных платформ — например, Skillbox, GeekBrains, «Нетологии», Skyeng — используются элементы микрообучения: игры, тесты, короткие тренировки и ролики. Но они сочетаются с более крупными форматами: часовыми лекциями, объёмными домашними заданиями.

Будущее подхода

Тренд на микрообучение будет только набирать обороты, уверен Роман Мандрик. Появятся новые платформы, в том числе нишевые, а также технические возможности для упаковки микрокурсов. С его точки зрения, инструмент дополнит другие образовательные активности, но не заменит их. С последним тезисом согласны многие эксперты, предполагая, что микроформаты станут частью больших программ.

Пока можно уверенно говорить, что микрообучение прижилось в корпоративной нише: оно помогает новым сотрудникам адаптироваться в компаниях, разбираться с новыми программами и оборудованием.

По словам Романа Мандрика, корпорации находятся в сложной ситуации и поэтому заинтересованы в том, чтобы образовательные форматы развивались: «Сотрудники сами не думают, как бы им поэффективнее поучиться. Бизнес же всегда обеспокоен тем, что знания не доходят до персонала, появляются ошибки и это ведёт к потере денег. Поэтому они ищут новые способы обучения».

Пользу микрообучения в бизнес-среде отмечает и Оксана Силантьева: «Когда новый сотрудник приходит на работу, можно вывалить на него тонну новой информации в виде стартового курса. А можно распределить все знания по модулям и давать на них ссылку в момент, когда человек сталкивается с новой задачей. Второе по опыту работает эффективнее, материал запоминается лучше».

Автор: Ирина Баенкова
Редактор: Екатерина Кабышева