О зависимости самооценки подростка от мнения его сверстников в статье "Самооценка подростка - новые вызовы родителям!"
И тут, конечно, важна роль людей, которые действительно заботятся об интересах подроста – родителей. Наша задача в том, чтобы оценка нашего ребёнка себя действительно стала "САМОоценкой", чтобы он научился вырабатывать своё собственное мнение и опираться на него.
Самооценка бывает адекватная, т.е. соответствующая ситуации, основанная на фактах, и неадекватная.
Ошибочно думать, что неадекватная самооценка – обязательно заниженная. Она может проявляться в двух прямопротивоположных формах: как неадекватная завышенная или неадекватная заниженная.
Часто причина такой неадекватной самооценки в неумении подростка принимать свои неуспехи.
Хорошо, если у родителей с подростком сложились доверительные отношения. И родитель готов объективно обсуждать неуспехи своего ребенка.
Типичная ошибка родителей, с которой я часто встречаюсь в практике:
Многие родители ревностно относятся к успехам своих детей и сами болезненно переживают их неуспехи. И в своих переживаниях обвиняют своего подростка в том, что он «недостарался», «недотянул».
А как родителю следует поступать в таких случаях?
Неуспех отделяем от личности ребенка. Ребенок в глобальном смысле хорош и достоин, а неуспех локален во времени и пространстве. Неуспех можно спокойно без обиды и досады рассмотреть с разных сторон и увидеть в условиях и обстоятельствах точки роста для ребенка.
Что делаем?
Как бы вас самого не захлестывали эмоции, не торопитесь высказывать свое мнение - задавайте вопросы:
- «А как ты сам относишься к этому?"
- "Как ты думаешь, почему такое могло произойти?"
Анализируйте ответы:
В ответах подростка тоже возможны две крайности:
- подросток может все причины своего неуспеха списывать на внешние обстоятельства: «так сложилось…, кто-то помешал…»,
- или, напротив, во всем винит только себя.
И ту и другую позицию следует корректировать. Суть объективной самооценки в том, чтобы оценивать и внешние условия/обстоятельства и собственные мотивы и действия во взаимосвязи.
Задача родителя научить своего подростка разделять то, что он может изменить от того, на что он не влияет и принять это.
Вспоминается народная мудрость, которую разные народы приписывают себе: «Господи, дай мне силы изменить то, что можно изменить, дай мне мужества принять то, чего изменить нельзя и дай мне разума, чтобы отличить одно от другого!»
Важный итог такого «разбора» – урок, который может извлечь подросток из ситуации неуспеха. Вопрос, который задаёт для этого родитель:
- «Что по–другому ты можешь сделать в подобной ситуации в следующий раз?»
Успехов вам и вашим подросткам!
Подписывайся на канал, чтобы иметь доступ к другим статьям подборки "Психология подросткам и родителям"