Недавно набрел я на одну как бы средневековую легенду, с некоторых пор популярную у читателей исторических тем. Сначала я было даже подумал – не наши ли умельцы ее сочинили? Но нет, нашел её изложение на одном англоязычном форуме еще 2005 года. То есть, придумали её все-таки в Англии, но, я полагаю, явно совсем недавно – так, для красного словца или для привлечения туристов.
Собственно, сама легенда, у нас такие трагические и немножко бессмысленно-нелогичные любят.
1264 год, осада замка Рочестер мятежными баронами - это в первую осаду, мятежные бароны его обороняли, в частности, фильм «Железный рыцарь» посвящен данному событию, а сейчас, наоборот нападали. И по легенде, при второй осаде, замок защищал храбрый рыцарь Ральф де Капо, а был он так отважен еще и потому, что в замке была его невеста, нежная Бланш де Варенн.
Атакующих возглавляли Симон де Монфор (сын лидера крестоносцев во времена Альбигойских войн) и Гильберт де Клер. Последний раньше сватался к Бланш, но был ей отвергнут (запомним этот нюанс). И вот, увлекшись удачной контратакой, благородный Ральф, преследуя отступающих врагов, вдруг видит снизу (со двора замка, наверное), как в башню с другой стороны прорвался сам Гильберт де Клер и схватил возлюбленную де Капо в свои объятья. Достал Ральф арбалет (или лук) и выстрелил, но срикошетил болт (стрела) от доспеха врага и поразил Бланш в самое сердце. Так бедняжка и померла. И Ральф, не перенеся горя потом тоже помер. Конец. Ах, да, Бланш теперь ходит призраком по замку Рочестер.
Мне захотелось узнать – есть ли здесь какая-либо реальная основа, кроме, разумеется, самой осады. Для начала, увы, не идентифицируется сам Ральф де Капо – да и фамилия, то ли испанская, то ли итальянская, как будто с потолка взята. Обороной Рочестера именем короля руководили два довольно известных лорда (оба, кстати, бывшие мятежники, переметнувшиеся обратно к королю Генриху III) – Джон де Варенн (1231-1304), 6-ой граф Суррей и Роджер Лейборн (1215-1271). Роджер был настоящей занозой в боку мятежников, он пережил эту осаду, хоть и получил тяжелое ранение, а чуть позже прославился тем, что организовал побег наследного принца (будущего короля Эдуарда I) из плена, в который тот угодил вместе с отцом, потерпев поражение от мятежных баронов.
Любопытно, что легенда не упоминает ни Джона де Варенна, ни степень его родства с Бланш. В принципе, у 33-летнего лорда могла быть дочь на выданье лет 15-ти, но дочерей Джона звали Элеонора и Изабель (известен примерный год рождения младшей – 1253-ий). Сестру Джона также звали Изабель, она была к этому времени уже вдовой.
Никакой Бланш (Бланки) у де Вареннов не было; Изабель, между тем - их родовое женское имя, в честь Изабель де Варенн (1137-1203), 4-ой графини Суррей, вышедшей замуж за незаконнорожденного, единокровного брата короля Генриха II, Гамелина Плантагенета, который взял и фамилию жены, и её родовой герб. Так что род этих Вареннов почти королевский бастардский. Наивно думать, что дочь этого клана могли сосватать за безвестного Ральфа. Тем более, что Джон был троюродным братом короля Генриха III.
Впрочем, даже если бы Бланш была… Кузину короля пристрелил какой-то рыцарь и ему за это ничего не было? Да он еще и женихом ее был? А также, кузину короля домогался некий другой рыцарь и ему за это опять ничего не было – так выходит по легенде. А это уже не мятеж за баронские вольности, а что-то другое, такого и «товарищи по партии» могли не простить, отослав Гильберта по частям королю.
Так что, придумывая «легенды» не надо забывать о генеалогии, а то какая-то ерунда получается. Вот когда Гильберт де Клер успел посвататься к загадочной и нежной Бланш? С одной стороны, этому известному смутьяну на год осады Рочестера было уже 20 лет, но есть нюанс. Женили-то Гильберта в 10 лет отроду на Алисе де Лузиньян (1236-1290), тоже, кстати, королевской родственнице. В 1264 году, у них как раз вторая дочь родилась. Шутка: конечно, Бланш его отвергла – забыл, мол, что у тебя жена уже есть?
Жену самого Джона де Варенна, тоже звали Алиса де Лузиньян (1224-1256) и она приходилась тетей своей полной тезке, жене Гильберта де Клера, но самое главное, что она была куда более близкой родственницей короля, его единоутробной сестрой – дочерью второго брака королевы Англии Изабеллы Ангулемской.
И вот в эту тучу королевских родственников, законных и не очень, как-то затесался бедняга Ральф де Капо…