Гордый народ Северного Кавказа адыгэ / черкесы ( то есть : адыгейцы, черкесы, кабардинцы, шапсуги ) отличаются богатыми традициями и обычаями.
Брак или женитьба занимает огромное место в жизни адыгов и это событие обогащено множеством обычаев и обрядов. Вся процедура заключения брака состоит из нескольких этапов, таких как сватовство, смотр дома, регистрация брака, поездка за выкупом (калымом), приезд невесты в дом жениха, определение молодой девушки в «чужом доме», ввод молодой невесты в «большой дом» и прочее.
ОБРЯД СВАТОВСТВА у адыгов мог начаться после того , как девушка, с которой знакомился парень, делала какой-то символический подарок молодому человеку или недвусмысленно намекала на то, что она не против того, чтобы он послал в ее дом сватов. После этого сваты отправлялись в дом девушки, но при этом не входили в дом, а скромно стояли в месте, где рубили дрова. Это означало, что приехали свататься. Но, родители девушки лишь в третий приезд сватов озвучивали свое решение, и делалось это приглашением в дом к скромному столу для гостей.
СМОТР ДОМА. После сватовства род девушки отправлял своих представителей (необязательно родственников) осматривать дом жениха и делать соответствующие выводы о достатке и благополучии семьи будущего жениха. Только после того, как представители рода девушки удостоверялись в благополучии дома жениха, можно было утверждать, что свадебные приготовления будут продолжены. Поэтому через некоторое время родственники жениха наведывались с чисто символическими подарками к родителям девушки.
РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА. Брак у адыгов заключался по мусульманскому обычаю в письменном виде и этот брачный документ хранился в доме родителей невесты. При заключении брака присутствовали эфенды, доверенные девушки и парня, а также свидетели. Все должны были надеть шапки. Регистрация брака или НЭЧЫХЬЫТХ происходил в доме родителей невесты. После заключения брачного контракта стороны договаривались о точной дате, когда сторона девушки могла приехать за калымом.
КАЛЫМ или УАСЭ состоял из одной лошади и/или крупного рогатого скота. Дальше следовало торжественное мероприятие УАСЭ1ЫХ , которое вел тхамада. Над столом царила атмосфера искренности и возвышенности. Стол обслуживал молодой человек. Следует сказать что на свадьбе или других мероприятиях адыги пили только из большой общей чаши (фалъэ), которая обходила круг.
ПРИВОЗ НЕВЕСТЫ или НЫСАЩЭ.После того, как калым уплачивался, осуществлялся привоз невесты (нысащэ). Это сопровождалось большими празднествами, собственно адыгская традиционная свадьба с этого и начиналась. По дороге к дому невесты всадников жениха ждали разного рода трудности и испытания. А придя к дому невесты всадников встречали кольями и дубинами, доставалось всем, кроме тхамады, Но, как только кто –то из всадников прорывался в дом родителей невесты, все успокаивались и приехавших встречали гостеприимством.
Гостей угощали. Затем невеста выходила из дома .При этом она не должна была оглядываться, спотыкаться, переступать порог .В повозку садилась невеста и девушка, которая приезжала вместе с всадниками за невестой. Сторона невесты как чистоту, невинность и воспитанность девушки , вручала тхамаде знамя красного цвета или красный материал. Но, молодую не везли прямиком в дом родителей жениха.
"ЧУЖОЙ ДОМ" или ТЕЩЭ . Невесту определяли в «чужой дом»(тещэ). Обычно это был дом дяди жениха по материнской линии. В «чужом доме» новобрачную не только развлекали, но и устраивали всякие испытания. Туда же к ней приходил с заходом солнца жених и уходил на рассвете.
УНЭИЩЭ. Через некоторое время невесте устраивали обряд унэищэ - ввод молодой невесты в большой дом, то есть в дом жениха.
Но даже после этого, только после истечения некоторого времени, невеста становилась полноправным членом семьи своего мужа. Это тоже сопровождалось целым рядом ритуалов и обычаев.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Пишите в комментариях интересующие темы для дальнейших публикаций, а мы в свою очередь обещаем интересный контент для Вас.