Почему иногда говорят «инженерия», а иногда «инжиниринг»? Как назвать того, кто работает в инжиниринговой компании – инженер или специалист по инжинирингу?
Не только мы с вами задаемся этим вопросом.
Есть Национальный стандарт, ГОСТ Р 57306-2016, «Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга», который определяет инжиниринг как «инженерно-консультационную деятельность, содержанием которой является решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и(или) процессов», с примечанием, что «предметом инжиниринга является не продукция (конечный результат производства), не проектирование и не производство продукции, а интеллектуальный процесс решения творческих (инженерных) задач, связанных с проектированием и организацией процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг)».
В целом «инжиниринг» и «инженерия» – это синонимы. Но есть отличие, и сегодня эти термины употребляются в разных ситуациях.
В традиционном смысле «инженерия» – это когда инженер или группа инженеров создают объект, пусть даже очень сложный (строят дорогу, например, или новую станцию метро, или район в городе, или атомную станцию, или паровоз, или отдельно взятую информационную систему). А «инжиниринг» – это вроде как новое понятие, которое появилось благодаря использованию заимствованного слова «engineering».
«Инг’овое» окончание в английском языке, как мы знаем, указывает на действие, которое продолжается какое-то время — в настоящем, прошлом или будущем. Возможно поэтому сейчас слово «инжиниринг» употребляют в применении к инженерной деятельности, которая более сложна и длительна, чем просто проектирование, конструирование, строительство, создание каких-либо объектов. Ну больше деятельности в инжиниринге, если уж совсем просто.
Инжиниринг – это когда широкая группа самых разных специалистов строят систему (и сам паровоз, и информационные системы управления расписанием, ремонтами, строительными работами, персоналом, и много чем еще). При этом система обязательно должна улучшать жизнь людей, не только использующих паровоз для поездок или еще как-то связанных с этим паровозом, но и жизнь людей, которые живут или будут жить в будущем там, где прокладываются эти железные дороги. То есть учитываются еще и, например, социальные факторы.
Вот деятельность по построению всей системы, со всем ее инженерным, информационным, управленческим наполнением, состыковка всех подсистем, сейчас называют инжинирингом. Проектирование и строительство города – это инженерия. Проектирование и внедрение всей системы умного города, когда помимо транспорта вы используете еще и систему карт в своем телефоне, которая показывает вам прибытие автобуса (а это требует управления другими подсистемами – данными от датчиков, спутников, беспроводной связью самой разной, совместимости с операционными системами наших смартфонов) – это инжиниринг.
Инжиниринг – это не отдельная сфера деятельности, а сочетание видов деятельности, позволяющее получить новый результат, который нельзя получить в ходе выполнения простой последовательности общепринятых инженерных действий.
В общем, создание сложных систем, в которых «железо» тесно связано с «цифрой», с данными, которые требуют знания не только законов физики, химии, механики, информатики, но еще и глубоких знаний в области управления системами и процессами, где тесно переплетается классический инженерный подход, работа с данными, работа с информационными технологиями, работа с людьми – такую деятельность мы называем «инжинирингом», а разработку и внедрение ее IT-части – «цифровым инжинирингом».
Ну и в заключение.
В словарях пишут, что «инженерия» – это устаревшее понятие. Мы, инженеры, с этим не согласны. Инженер – это звучит гордо. И раньше звучало гордо, и сейчас ничего не изменилось. Инженер не пропадет нигде, он пригодится в любом случае, коммерция ли, государственное предприятие, или какие-то собственные стартапы.
Магистратура ВИШ МИФИ готовит специалистов в области цифровой трансформации жизни, цифровой трансформации экономики, цифровой трансформации технологии и индустрии.