Много лет спустя первый президент Украины Леонид Кравчук, отбиваясь от обвинений в предательстве национальных интересов, назвал две главные причины, почему Украина отказалась от ядерного оружия. Во-первых, позиция Вашингтона, а во-вторых, отсутствие денег в казне на обслуживание ядерного арсенала.
Как и сейчас, так и в начале своей "незалежности" в 1990-х годах Украина находилась в крайне затруднительном финансовом отношении: стояла с протянутой рукой и просила милостыню.
Кравчук рассказал, что на тот момент на территории Украины находились порядка 46 ядерных боеголовок на твердом топливе, остальные были жидкотопливные. «Жидкое топливо в ракетах было страшнее атомного оружия. Мне химики говорили, что, если оно, не дай господи, разольется где-то на территории, земля на десятки лет, а то и больше, выходит из обращения».
Именно США требовало от бывших ядерных держав СССР, включая Казахстан и Беларусь, расстаться с этим оружием, Украина также не могла быть исключением. Не говоря уже о том, что большинство межконтинентальных баллистических ракет имело дальность полета от 5 до 10 тысяч километров, что автоматически относило их к странам с прямой дальностью стрельбы по США.
Вашингтон заплатил Киеву около полмиллиарда долларов, которые пошли не только на демонтаж ядерного арсенала Украины, но также на финансирование строительства жилья для офицеров, служивших в ядерных войсках, на создание Украинского научно-технологического центра для украинских ученых-ядерщиков и т.д.
Вашингтон также заплатил России 160 миллионов долларов за демонтаж украинских ракет, переработку ракетного топлива в топливо для атомных электростанций. Это топливо для АЭС Россия поставила на Украину и в США. Украинские атомные электростанции были обеспечены топливом на три-четыре года. С той поры Россия стала главным поставщиком низкообагащенного урана для американских АЭС и остается до сего дня. Американцы не отказались от этой сделки даже после начала специальной военной операции по защите Донбасса.
В украинской прессе периодически раздаётся плач по потерянному ядерному оружию. По-моему, это все равно как плакать по квартире, которую ты продал 25 лет назад. Мол, сейчас моя квартира стоит совсем других денег (Кравчук теперь оценивает проданную «ядерную квартиру» в 250 миллиардов долларов). Но извини, 25 лет назад тебе как воздух нужны были бабки. Ты на них жил. Ел, пил, покупал одежду. Извини, друг… Забудь свою квартиру. Там уже давно живут другие люди. И разве можно назвать эту продажу глупостью или изменой? Просто срочно требовались деньги, которых не было.