Игра в моменте
Художники, музыканты, режиссеры иногда провоцируют резонанс, чтобы популяризировать свои идеи и разжечь дискуссию. Но есть еще один невероятный способ донесения социальных посланий - акционизм.
Акционист моделирует утрированные события. Через абсурд собственных действий он транслирует абсурд явлений, против которых выступает.
Это театр в реальном времени, правда в 1 акте. Играется единожды, но тиражируется с максимально широким охватом. В том же театре представление не ограничивается игрой на помосте - оно в золоте люстр, дресс-коде, в капельдинерах. Также в акции: помимо общественной повестки невольными участниками становятся обычные зрители.
Те же перформансы Марины Абрамович, которые основаны на столкновении переживаний, боли и физических пределов тела. Наблюдатель перфоманса становится участником процесса: роли зрителя и художника, их переживания оказываются предельно сближены.
В 1974 в Неаполе Мариной Абрамович был проведен перформанс “Ритм 0”. Во время него зрители были заперты в месте с художницей в галерее. В распоряжении зрителей было 72 предмета, которые были отобраны в качестве инструментов, вызывающих наслаждение (роза, мёд, виноград, карандаш, краски, свеча, поляроидная фотокамера), боль (кнут, ножницы, скальпель, спички) или смерть (пуля, пистолет).
Задумка была очень проста: Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди, которые пришли на нее посмотреть, могли делать с ней все, что им вздумается, используя те самые предметы.
«Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния»
Эксперимент доказал, что злая сторона человечества каким-то образом сдерживается, потому что каждый из нас должен столкнуться с социальными последствиями нашего (плохого) поведения.
Опасная театральная постановка в реальном времени.
Умение находить баланс
Это направление искусства особенно набирает обороты в эпоху обилия информации. Самое важное - получить внимание.
Активистки группы "Just Stop Oil" облили томатным супом картину Винсента Ван Гога "Подсолнухи" в Национальной галерее в Лондоне. Они сняли пиджаки, чтобы показать футболки с надписью Just Stop Oil, а затем приклеили руки к стене под картиной, которая является одним из самых важных сокровищ Национальной галереи.
Как красиво. Не с точки зрения посыла, с точки зрения модели управления вниманием.
1. Художник должен найти точку баланса между желаемыми улучшениями и санкциями за высказывание. Тут важны определенные навыки: самоотверженность, неконценциональность, "отгорожение" акционистов от обычных людей. Он должен верно определить ограничения, которые перед ним стоят. Взвесить риски и быть готовым к ответственности.
2. При этом это настоящая красота искусства. Художник проводит мостик между желанной выгодой и санкциями, находит баланс между нормами, которые опошляет и защищает. Люди любят картины, они ценны в моменте, но и экологический кризис не менее существенен.
«Что может значить потеря одной великой картины стоимостью 81 миллион долларов, которая обусловлена не только красотой и историческим значением, но и глубоко субъективными, и часто мошенническими, методами рынка произведений искусства, если цивилизация вообще перестанет существовать? — говорит Ажа Романо, журналистка Vox
Вывод
Акционизм отличается от других форм искусства, таких как живопись или скульптура, тем, что оно не является статическим или постоянным. Это временные действия, эмоциональная точка в пространстве.
Акционизм - это вызов к эмоциональной и физической реакции у зрителя. Это резонанс и превращение наблюдателя в соучастника. Сложное и красивая форма.