В каком возрасте получил вольную Василий Тропинин, за что Ореста Кипренского обвиняли в мошенничестве и как Алексей Венецианов помогал талантливым художникам в собственной школе? Читайте истории известных российских художников, которые родились крепостными.
Автор самого известного портрета Пушкина, Орест Кипренский, был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и крестьянки Анны Гавриловой. Дьяконов выдал ее за своего крепостного Адама Швальбе — он и стал названым отцом будущего художника. Фамилию, как и полагалась незаконнорожденным, дали случайную: Кипренский — от Копорья, где его крестили. Однажды Швальбе увидел, как искусно шестилетний мальчик срисовывает картины, которые были видны через окна дворцов Ораниенбаума. Отчим показал работы Дьяконову — тот и устроил сына в Воспитательное училище при Академии художеств. Тогда же Орест Кипренский получил от отца вольную.
В 1803 году он окончил Академию по классу исторической живописи, однако конкурс на пенсионерскую поездку — изучать искусство в Европе — не выиграл. Спустя год художник представил свой первый портрет: изображение Адама Швальбе он назвал «Портрет отца». Вскоре он стал популярным портретистом и начал получать много заказов.
В 1816 году Кипренский отправился в Германию благодаря помощи императрицы Елизаветы Алексеевны — супруги Александра I, а потом остановился в Италии. Там живописец изучал искусство Античности и Ренессанса, совершенствовался в мастерстве и первым из русских живописцев получил предложение написать автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.
Спустя шесть лет художника обвинили в убийстве натурщицы — ему пришлось уехать на родину. Истинного преступника нашли и судили, но репутация Кипренского сильно пострадала. И все-таки через шесть лет он вернулся в Италию навсегда. В 1831 году на выставке в Неаполе Кипренский представил «Портрет отца». Академики обвинили художника в мошенничестве: они были уверены, что картину не мог написать русский художник XIX века. «Отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — Альбертини», — писал Кипренский.
Автор: Дарья Мартыненко