Смею предположить, что книгу Сергея Абрамова "Выше Радуги" даже многие поклонники фильма не читали. А она более, чем хороша. Мораль очевидна (и в этом с фильмом никакого разногласия) - верить нужно только в себя, а не полагаться на чудо.
Пятнадцатилетний парень - любитель литературы и нелюбитель физкультуры - получает дар: прыгать в высоту "по мастерам". Получает, заметьте, просто так, что называется, за красивые глазки, правда, с одним условием - не врать! В фильме этими дарами он награждён сиреной (очень уж ликом напоминающую любимую учительницу), а вот в книге сразу три волшебных существа (джинн, баба-яга, научный сотрудник Брыкин) одаривают его талантом. "Ну и бабулечка, ...лепит фразу с применением редкого материала" - размышляет Алик в ответ на приветственные слова бабы-яги: "Откуда такой вальяжный да куртуазный?"
Язык повести - ещё одна причина с ней познакомиться. Живой, разговорный, но без попыток перейти на просторечия и жаргон, весёлый и образный. Язык в фильме не в пример беднее, но кто бы это замечал, когда через каждые 25-30 минут звучат песни на стихи Леонида Дербенёва!
Город огромный вечером поздним
Светом ярким залит,
Каждый в том городе делом серьёзным
Занят, занят, занят...
Каждый занят там лишь только собой!
Так получилось, что книгу я прочла незадолго до выхода фильма. Поскольку к 12 годам я всю классику 19 века (за некоторым исключением) перечитала, то перешла на век 20-ый, и Александром Грином как раз в это время буквально бредила. А тут Алик Радуга с ассоциациями (и одноклассница Даша напоминает гриновскую Ассоль, и стихи о Зурбагане...) и аллюзиями на гриновские мотивы. Да простит меня Дербенёв, чью песню о Зурбагане я "безнадёжно люблю", но стихи Волкова в повести мне показались более "гриновские":
Заалеет влажный, терпкий день
В полумраке зыбком и неверном...
И на бухту маленькой Каперны
Упадёт заветной сказки день!
Именно в этот момент, желая понравиться девочке, Алик и соврал, то бишь нарушил данное обещание, за которое и последовала расплата - талант "прыгуна" ослабел. Правда, ему на первый раз простили. Но ведь всё время говорить правду ой как нелегко!
Однако вернёмся к фильму. Первые минут двадцать экранного времени мне хотелось запустить в телевизор книгой. Что за ерунда! Какая БИМша! Что за странный, всё время улыбающийся мальчик? Что за голос в песнях, в конце концов?! Это настроение длилось ровно до того момента, пока не зазвучали первые такты песни: "Засыпает синий Зубаган..." Что в ней было такого магического, я не знаю и по сей день...
Кто-то назвал фильм "Выше Радуги" последней сказкой детства. Может, так оно и есть. Помню, как стала смотреть его уже в тридцатилетнем возрасте и не смогла. Заплакала. Слишком чистым, романтически-невинным были и образы, и песни, и голос юного Владимира Преснякова. Не таким в момент выхода фильма виделось будущее, ох, не таким!
А буквально вчера Вовке, ой, простите, Владимиру Владимировичу Преснякову исполнилось 55 лет! Вот ужас-то! Тут уже понимаешь, что не просто юность прошла, а и вообще большая часть жизни...
А Зурбаган так и остался где-то в дымке сладостных грёз...И какое же счастье, что он был и есть в моей жизни!