Найти в Дзене

Про насмотренность в искусстве


Недавно в кругу коллег обсуждали, что делать с насмотренностью. Насмотренность — спорное слово, некоторые даже говорят, что его не существует, и предлагают говорить «знаточество». Тем не менее, от «знаточества» слегка веет музейной пылью, поэтому в этом тексте я буду использовать именно слово «насмотренность».

Младен Антонов. Школьницы смотрят на картину Василия Сурикова "Утро стрелецкой казни" в Третьяковской галерее. 2019
Младен Антонов. Школьницы смотрят на картину Василия Сурикова "Утро стрелецкой казни" в Третьяковской галерее. 2019



Что означает это слово? Коллекционер Юрий Носов, например,
употреблял это слово, когда рассуждал о способности отличить подлинник от подделки:

«Это невозможно объяснить. Это интуиция, помноженная на насмотренность. Конечно, всё имеет значение — и подрамник, и холст, но главное — сама картина: мазок, фактура, композиция, манера. Поэтому всё время надо смотреть, смотреть, смотреть. В музеях, галереях, частных коллекциях. Чем больше ты видишь подлинных работ, тем лучше тренируется твой глаз. Полезно также видеть и изучать подделки»


Насмотренность — это синоним знания и визуального опыта, которые человек получает, когда изучает результаты творчества других: искусство, кино, архитектуру, рекламные вывески и многое другое. Насмотренность включает в себя знание истории искусства, техники, стилей и жанров, а также понимание художественных ценностей каждой эпохи и критериев, применимых для ее оценки.

Развитие насмотренности — процесс длительный, но полезный как практикам (художникам, дизайнерам и т.д.), так и теоретикам (искусствоведам, культурологам и т.д.). В этом тексте я расскажу о личном опыте, о нескольких простых правилах, которые помогли мне ввести насмотренность как привычку в свой график

Выявите свою мотивацию (для чего вам это нужно)

Одна из замечательных особенностей искусства заключается в том, что его может оценить каждый, независимо от его происхождения или образования. Тем не менее, если вы задумались о необходимости развития насмотренности, это значит, что есть какая-то причина для этого, личный или профессиональный интерес. Процесс приобретения насмотренности может длиться годами, и я убеждена, что всегда есть, куда расти. Поэтому важно понять «на берегу», почему для вас важно приобрести насмотренность, какие цели она поможет вам достичь. Цели не обязательно должны быть профессиональными, способность весело и остроумно обсуждать произведения искусства в приятной компании — не менее прекрасная мотивация.

Ставьте посещение выставок и галерей в свое расписание

Каждый месяц проходят десятки выставок, которые можно посетить. Легко утонуть в этом потоке, запаниковать и вообще не пойти ни на одну из них. Поэтому планировать посещение выставки заранее — чудесное решение как для тех, кто боится в результате никуда не успеть, так и для тех, кто любит предварительно ознакомиться с художниками и работами, представленными на выставке. Не забудьте убедиться, что вы выделили достаточно времени на выставку: легко увлечься и провести там несколько часов.

ВАЖНО: не забудьте проверить часы работы выставки, прежде чем планировать дату. У многих музеев разные часы работы в зависимости от дня, а некоторые выставки закрываются раньше, чем сам музей


Окружайте себя такими же энтузиастами, как и вы

Открывать новое и вообще заниматься чем-либо всегда проще и интереснее в компании единомышленников. Это может быть как оффлайн, так и онлайн группа по интересам. У каждого из ваших собеседников будет своя тема интересов, кто-то без ума от русского авангарда, кто-то — от постмодернистской архитектуры. Желая поддержать разговор, вы волей-неволей будете расширять свой кругозор, тем самым — улучшать насмотренность.

И самое главное — наполняйте свое инфополе материалами, которые будут способствовать развитию насмотренности.

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Понравился текст? Поддержите нас лайком ❤️

Больше интересных материалов -
в нашем телеграме