Найти тему
Александр Седов

Их взгляд на нашего Холмса - 44

Когда Эндрю из Лос-Анджелеса сравнивает советскую экранизацию "Шерлока Холмса" с фантастическим "Лабиринтом Фавна" по силе воздействия, ему можно верить. Не будем спорить, сколь точны его ассоциации, но определённо зритель не кривит душой. Регулярно убеждаюсь, что западный непрофессиональный зритель (не кинокритик и не преподаватель университета) зачастую высказывает свои соображения о нашем кино без лишних предубеждений и реверансов по адресу "целевой аудитории" (профессуры или нью-йорских интеллектуалов).

В предыдущей части я перевёл отзыв американца Эндрю на первые две серии ленфильмовского сериала, теперь же очередь подошла к следующим двум - "Король шантажа" и "Смертельная схватка". Отмечу один момент: первые две серии и следующие он смотрел после перерыва в несколько месяцев и, судя по замечанию рецензента, видео сильно отличалось по качеству изображения (первое было "тёмным"). Не имея нужной информации, рецензент посчитал, что первые две серии были сняты хуже, хотя проблема исключительно в том, на какую копию он наткнулся. Ведь и тот и другой фильм снимались сразу друг за другом - и реквизит и характер съёмки в них не менялись.

Наконец, перед тем, как мы обратимся к тексту, хотел бы напомнить, что в рунете есть прекрасный сайт, посвящённый нашему фильму "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" по адресу 221b.ru - с лавиной интереснейшей информации по истории создания сериала. Также у сайта имеется форум для долговременного и глубокого общения. Поэтому, тех, кто заинтересован в таком общении - приглашаю туда (я там тоже обитаю).

-2

Холмс против рептилоидов

автор: Эндрю (Лос-Анджелес, США) – март-июль 2020 г.

ссылки на английский текст - отзыв на серию "Король шантажа", отзыв на серию "Смертельная схватка"

«Король шантажа»

«—Чувствовали вы когда-нибудь, Уотсон, как по вашему телу пробегает дрожь, какой-то холодок, когда в зоопарке вы останавливаетесь у террариума и наблюдаете за извивающимися ползучими ядовитыми тварями с плоскими злобными мордами и леденящим взглядом?» (А. Конан Дойл, рассказ «Конец Чарльза Огастеза Милвертона»)

Я давно не читал этот рассказ, но после быстрого поиска в Google, убедился, что серия, похоже, точно следует за книгой (как ни странно, этот рассказ - следующий, который я собирался читать!). Самое большое отличие – это начало, особенно с Майкрофтом, потому в этой истории его нет, зато он присутствует в рассказе «Случай с переводчиком», и действие происходит примерно так же. А концовка, похоже, задаёт тон следующей истории…

На мой взгляд, одно из самых больших отличий советской экранизации рассказов о Холмсе от других заключается в том, что в ней много юмора. В этой серии это не столь заметно, но я по-настоящему проникся тем, как подана неприязнь Холмса к Милвертону. Понравилось, что даже операторская работа отразила этот момент, и было немало сцен, в которых тень частично скрывала лицо Холмса, а ещё использовалась съёмка с разных ракурсов, что, как мне представляется, добавило выразительности моменту полного отвращения Холмса к шантажисту. Очень понравилось смотреть историю о Холмсе, которая оказалась не детективом, а триллером, с напряженными сценами, от которых у меня перехватывало дыхание.

И снова Ливанов и Соломин как главные герои превосходны. У них непобедимый дуэт. Момент, который мне особенно нравится, это то, что Ливанов привносит в Холмса больше человечности. В рассказах Ватсон иногда пишет, что Холмс может быть бесчувственным и расчётливым. Однако Ватсон упомянет моменты проявления бурных и сильных эмоций Холмса. Лично я полагаю, что Холмс, хотя и выступает в качестве сыщика-консультанта, позволяет себе браться только за дела, которые напрягают его интеллектуальные мускулы, и часто не берёт денег со своих небогатых клиентов. Он может гневаться из-за несправедливости и нередко переживает из-за того, что его клиент подвергается опасности. Холмс часто проявляет сочувствие и берёт правосудие в свои руки, когда считает это необходимым, как, например, в этой серии. Вот почему мне так нравится то, как Ливанов играет: он напоминает зрителям, что Холмс – нечто большее, чем просто интеллектуальный гений, а сложный и интересный человек. Да и Соломин великолепен в роли Ватсона. Что мне нравится в Ватсоне в исполнении Соломина, так это то, что, хотя он и поражается дедукциям Холмса, он вовсе не идиот и готов самостоятельно заняться расследованием. Мне нравится такой Ватсон, поскольку он всё время учится у Холмса и даже пытается применять эти уроки на практике…

«Король шантажа» – ещё одна солидная экранизация рассказов о Шерлоке Холмсе, выпущенная в Советском Союзе. У неё отличный сценарий, с незначительными слабыми моментами, замечательная актёрская игра и дизайн постановки – этот фильм нельзя пропустить. Если вы поклонник Шерлока Холмса, вы обязаны его посмотреть. Если вы интересуетесь историями о Холмсе или любите хороший детективный фильм / триллер, возможно, это не очень подходящий вариант для знакомства, но, безусловно, хорошая отправная точка, если вы действительно заинтересовались этим сериалом. Я очень, очень рекомендую его!

-3

«Смертельная схватка»

«— Вы наговорили мне столько комплиментов, мистер Мориарти, что я хочу ответить тем же и потому скажу, что во имя общественного блага я с радостью согласился бы на второе, будь я уверен в первом» (А. Конан Дойл, рассказ «Последнее дело Холмса»).

Вероятно, это одна из моих любимых экранизаций рассказа «Последнее дело Холмса» сэра Артура Конан Дойла. История начинается немного иначе, чем в рассказе, но, на мой взгляд, это помогло усилить напряжённость фильма, особенно роль Ватсона. Сам доктор подвергает себя опасности не только из-за своей связи с Холмсом, но и из-за косвенного контакта с Мораном. Его решение остаться с Холмсом (в конце серии) только усиливает напряжение... Финальная сцена с Ватсоном невероятно мощная, Соломин проделал блестящую работу. Что показалось мне интересным, так это то, как Холмс раскуривал свою трубку в момент возможной опасности. Это было почти как защитный механизм и способ успокоить нервы. Ливанов хорошо передал подспудный страх Холмса, тем более что по ходу фильма это становится всё более очевидным. И Ливанов и Соломин в очередной раз продемонстрировали отличную игру, показали, почему они в числе лучших актеров, воплотивших легендарный дуэт.

Также хочу заметить, что Рина Зеленая в роли миссис Хадсон, наверное, самое очаровательное создание на свете. Когда она просыпается посреди ночи из-за запаха дыма, она начинает бормотать о том, что химические эксперименты Холмса слишком опасны. Когда она видит, как Ватсон тушит огонь в своей комнате, любезно спровоцированный профессором, она восклицает: «Как, Ватсон, и вы тоже этим занялись!»

На меня большое впечатление произвёл Виктор Евграфов в роли профессора Джеймса Мориарти. Он так похож на того, каким его описал Дойл, он ходит сутулясь, с выпяченной вперед головой, высокий, худой и бледный. Даже то, как он сражается в фильме, похоже на описание Дойла, когда автор указывал на то, что Мориарти раскачивается из стороны в сторону в манере рептилии. Он произвел на меня впечатление человека, похожего на вампира, даже его одежда соответствовала этому образу. Евграфов и выглядит так, словно его вырвали прямо из иллюстраций Сидни Пейджета, хотя и гораздо моложе. Физические данные Еграфова великолепны, он создаёт своего Мориарти одним из самых жутких воплощений профессора – их тех, что мне довелось видеть.

Технические аспекты поразили меня тем, насколько они оказались хороши в этом фильме. Впечатляет, насколько всё быстро улучшилось по сравнению с первыми сериями. Костюмы, дизайн постановки, причёска и грим стали намного лучше. Самый большой плюс, на мой взгляд, у операторской работы. С её помощью всякий раз подчёркивался момент появления Мориарти, что добавляло ему жути. Ещё одной выдающейся сценой оказалась сцена в клубе, в которой лица Холмса и Ватсона частично скрыты тенями, когда они сидят в боковой кабинке игорного клуба. Так нам обещают, что предстоящая история будет мрачной, – на мой взгляд, это один из лучших кадров среди всех экранизаций Шерлока Холмса.

Немало аспектов, которые я бы ещё хотел затронуть, особенно добавление некоторых моментов в фильме, но лучше проверьте всё сами. Скажу так, «Смертельная схватка», вероятно, лучшая экранизация рассказа «Последнее дело Холмса». Василий Ливанов и Виталий Соломин великолепны, как и леденящий душу профессор в исполнении Виктора Евграфова – этот фильм о Шерлоке Холмсе непременно надо смотреть. Любой поклонник Шерлока Холмса найдет здесь много интересного, и если вы никогда прежде не видели экранизацию этих рассказов из Советского Союза, я бы сначала рекомендовал посмотреть «Короля шантажа».

Продолжение следует...

другие мои статьи и переводы: Уставший комиссар Мегрэ / Если бы Высоцкий был жив сегодня / Фильм "Собака Баскервилей" в пространстве русской души / Советский "Холмс" как духовная скрепа / публикации из цикла " Их взгляд на нашего Холмса ": ...17 часть, 18 часть, 19 часть, 20 часть, 21 часть, 22 часть, 23 часть, 24 часть, 25 часть, 26 часть, 27 часть, 28 часть, 29 часть, 30 часть, 31 часть, 32 часть, 33 часть, 34 часть, 35 часть, 36 часть, 37 часть, 38 часть, 39 часть, 40 часть, 41 часть, 42 часть, 43 часть / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475