Формат этой статьи немного выбивается из общей канвы. Речь не пойдет о ПК играх - на этот раз будут рассмотрены 3 мобильные (!) игры. И нет... я не собираюсь грузить какими то PRенными проектами, от которых уже всех тошнит аля Raid shado... Kingdom mob... и пр. Проекты, о которых пойдет речь либо бесплатны либо имеют настолько несущественный донат, что он особо не влияет на игровой процесс. В моем личном субъективном рейтинге будет рассматриваться параметр "поддержка разработчиком" вместо "требовательности к ПК" по понятным причинам)).
1. Day R Survival (iOS, Android)
Day R Survival позиционирует себя как текстово-графическая игра-квест с элементами РПГ и выживания. Разработана российской студией TLT games из г. Тольятти (бытует мнение, что изначально ее делали 4 фрилансера, а их уже проект перекупила студия. Но зная, что студия изначально состояла из 4 сотрудников, думаю что это были они, а потом уже решили реализовать свою компанию). Ранее студия выпустила несколько игр, из который активна вроде только Galaxy Clicker. Вышла Day R в обычной версии в декабре 2014 года (зима 2015 года премиум версия). Игра получила положительные отзывы в 4.5-5 из 5 баллов в Play Markete почти сразу после своего размещения.
Сюжет
Действие игры проходит в альтернативной вселенной 90х годов, где СССР не успел еще развалиться, а проходящие мировые конфликты привели к ядерной мировой войне. Очень немногие поселения уцелели после апокалипсиса. Большинство городов лежит в абсолютных руинах, а на поверхности красуются кратеры от ядерных взрывов. Мир вокруг изменился навсегда!
Вы играете за некоего выжившего, который пребывает в одном из городов севера России. У него нет ничего, даже устойчивой памяти о прошлом. Только вспышки воспоминаний о чем-то личном и семье. Ему предстоит пуститься в путешествие по опасным пустошам и радиоактивным лесам в поисках ответов на свои вопросы: Кто он такой? Где его родные? Что произошло в мире? Что теперь делать и как жить?
Геймплей
В первую очередь Day R это игра про хардкорное выживание. Хоть графика может быть и на минималках - механики тут развернуты максимум. И вы это поймете почти сразу, в первые дни своей жизни в новом мире. Даже фанаты игры называют выживание в ней сложнейшим процессом. Вам не дадут расслабиться как стандартные для такого рода игр показатели - жажда, голод, потребность отдыха, так и болезни и травмы, которые можно получить при абсолютно различных обстоятельствах.
В выживании поможет естественно лутинг, охота, а также обширнейшее меню крафта (создания) предметов из различных компонентов. Создайте себе оружие, экипировку или даже транспорт и процесс выживания будет намного проще. Чем лучше ты подготовлен к "пушному зверю" тем больше шансов на выживание в мире, которому шансов, казалось бы, не оставили.
К слову о мире. Он живой. Огромнейшая карта бескрайних советских просторов, населенная животными, людьми... и страшнейшими тварями, оказавшихся под воздействием радиации. Большинство игрового времени предстоит провести на глобальной карте мира, выбирая пункты, в которые вы хотите перейти. В ускорении перемещения по карте поможет вышеназванный транспорт, которого тут... ну довольно много - тележки, велосипеды, мотоциклы, машины. Главное - успевать обслуживать.
В игре присутствует как основная сюжетная линия, где герой вспоминает о том, что происходило в его (казалось бы) далеком прошлом и пытается нащупать нить, которая приведет его к ответам. Выглядит это интересно. Например, рандомно напоровший в старом доме на куклу у героя в виде текстового квеста всплывает воспоминание о том, что у него была дочь, которая поехала с матерью в один из городов. Что делать дальше становится очевидно понятным - надо добраться до этого города любым доступным способом. Возможно в нем вы узнаете продолжение истории, а может и найдете что-нибудь действительно стоящее как для продолжения сюжета так и для себя.
На карте также можно напороться на города и поселения выживших и различных NPC. С ними можно торговать, можно брать сторонние задачи и квесты у различных NPC или поселений. Некоторые NPC могут также выказать свое желание путешествовать с вами. Например, в игре есть несколько животных (собака, ворон и пр.), которые также могут составить вам компанию. Они чрезвычайно полезны в бою. Также им можно доверить выполнение каких-нибудь житейских задач - охота, поиск вещей, поиск следов и пр.
Помимо различных NPC и животных, к себе в напарники можно набирать вполне себе живых людей. Т.е. в игре есть кооператив - онлайн режим с чатом, посылками и совместными боями. Выживание в режиме с другими игроками.
Никуда не делись и сражения. Тут они занимают добрую часть геймплея. Драться придется как с различными тварями (например, мутировавшими крысами, собаками и пр.), так и с другими выжившими (рейдерами-бандитами, несогласными-культистами и пр.). У бандитов также есть свои лагеря и базы, на которые можно нападать ради освобождения награбленного. Бои проходят в пошаговом режиме, где персонажи помечены на карте больше схематичны. На карте также будут присутствовать опасные места, при попадании в которые персонажем или шальной пулей может, например произойти взрыв или тяжелое травмирование персонажа (различные топливные бочки, лужи кислоты и пр). Крайне рекомендуется провести перед боями подготовительные мероприятия.
Проводя какие-либо манипуляции в мире - будь то сражения, выполнение квестов, крафт предметов или исследования территорий - персонаж получает опыт и возможность прокачки своих способностей, которые очень сильно влияют на возможности его выживания.
Личный опыт
Признаюсь - играл в игру еще на стадии демо (когда еще не было такого понятия как премиум-версия) в 2014м. После приобрел игру случайно ). Перепутал кнопку и случайным нажатием приобрел ибо карта была привязана. Сначала думал вернуть средства (стоила игра всего 118 руб., что на самом деле немного - она, поверьте стоит гораздо больше. Разработчики недооценивали свой продукт). Стоимость игры сейчас составляет порядка 250 руб. Что тоже не так много. До сих пор она стоит на моих телефонах и неплохо так играется. Прекрасный таймкиллер. А то, что разрабы до сих пор нормально поддерживают игру заставляет время от времени в нее возвращаться. К примеру недавно обновили графику и добавили несколько новых квестов и противников.
И это та редкая игра, где премиум не дает каких-либо весомых преимуществ. Что он дает:
- возможность отправлять посылки 1 раз в мин (не раз в 5 мин как в обычной версии). Заниматься таким видом меценатства как отправка посылок вы точно не будете так часто.
- посылать сообщение в чате раз в 5 сек (а не раз в 10 мин). Как бы игра на самом деле больше ориентирована на сингл. Врятли вы будете трепаться в чате так часто.
- дают уникального питомца Ворона. Довольно сильный питомец, который летает далеко, ранит так себе, может быть привлечен для поиска предметов. Хорош для противостояния против животных, но отлетает от залпа дробовика.
- добавляет тайники выжившего в убежищах. На ранней стадии игры это упрощает процесс выживания. Но потом вы даже не будете обращать на них внимания, оставляя тайники "на потом".
- добавляет тяжелый уровень сложности. Эту игру на нормальном то пройти ))
- дает выбор из 5ти способностей на выбор (вместо 3х) при повышении уровня. Из пула способностей 1-2 является действительно стоящей, остальные 3-4 - треш, поэтому действительно не существенное изменение.
- на карте можно ставить 225 видов маркеров (25 видов в обычной версии) - всегда пользовался базовыми маркерами - их вполне достаточно.
Действительно - премиум версия не дает прям диких преимуществ. Более того скажу в обычной версии за счет сложности выживать куда интереснее.
Я провел в этой игре довольно много времени. Она классно занимает время когда вы едете, например, в поезде, самолете и пр. Поездка с ней проходит незаметно. Благо она не так требовательна к наличию интернет-соединения. Так что рекомендую ее для ваших мобильничков.
Геймплей: 9 из 10 (весьма и весьма прикольно)
Сюжет: 8 из 10 (весьма интересно... напоминает "Эпоху Мертвых" А.Круза в какой-то мере)
Графика: 7 из 10 (графоний есть, но он тут не так важен)
Реиграбельность: 8 из 10 (через какое-то время может потянуть перепройти)
Поддержка разработчиком: 6 из 10 (хотелось бы ивентов поболе)
Итог: 7.6
-------------------------------------------------------------------------------------
2. Zero City (iOS, Android)
Знаменитая Fallout Shelter, которая вышла на мобилы в аккурат перед выходом Fallput 4, наделала много шума. Ну и как полагается - все кому не лень начали клепать игры, практически полностью дублировавшие геймплей "убежища". Zero City не стала тому исключением, но... у нее есть свои определенные отличия от того огромного массива игр, что родились и затухли под массой доната, кривых механик и отсутствия поддержки.
Сама по себе игра сделана международной компанией-студией My.Games. Сама компания из Нидерландов, а ее подразделения есть также в Китае, Корее, Турции, Кипре (дада - там не только российский геймдев от налогов прячется) и пр. Чем вдохновлялись разрабы помимо пиваса, написано выше. Также эта же студия сделала еще одну прям очень подобную игру, только в сеттинге мультяшного средневековья - Hustle Castle. Игры вышли в 2017 году. Возможно, кстати, и раньше - но на российском сегменте Play Marketa они засветились именно тогда.
Сюжет
Как ни странно он тут есть. Довольно кринжовый и простенький, но есть. В мире зомби-апокалипсис... и довольно давно. Вы - руководитель группы выживших, которая постепенно набирает силу и начинает уже отстраивать свою город-базу. Вместе с тем, вам предстоит остановить орду зомбей во главе с их главным боссом, которые обрели разум и теперь пытаются уничтожить жалкие остатки человечества. По пути вы обретаете несколько друзей из числа специалистов, которые помогают вам развивать базу - у них также имеются определенные взгляды на то, что происходит и свое личное к этому отношение (но это больше типа в дополнение лора).
Геймплей
Как игру назвали авторы с PlayGround - "симулятор ждуна" ). Есть такое... но только когда вы бестолково лезете в строительство и неоптимально расходуете ресурсы и бусты. Сейчас немного распишу подробнее.
Как и во всех shelter-подобных играх, вам предстоит развивать свое убежище за счет немногих ресурсов. В частности, в этой игре (как и в FS) есть деньги, еда + еще есть дерево и очки науки. Будут еще ресурсы - добавятся на более поздних стадиях игры - когда у вас уже появятся ядерные реакторы и возможность создавать высокотехнологичные вещи и чипы.
Развитие убежища в больше части касается его застройки комнатами и их улучшением. В этих комнатах у вас будут проходить производство ресурсов, тренировка бойцов, их отдых и многое другое. Поначалу да - эти улучшения будут быстрыми и почти не заметными. Иногда даже можно будет пропустить 10ти минутное ожидание улучшение комнаты до какого-нибудь 2го уровня. Затем эти улучшения уже будут занимать часы и дни. Что не критично, если вы правильно распланировали развитие убежища. Дам небольшой совет - если ставить вместе до 3х однотипных комнаты (например, столовые - комнаты по производству еды), то они группируются в 1 большую комнату, что позволяет уже не улучшать их по-отдельности. К сожалению, многие не имеющие опыта в FS об этой механике не знают, поэтому чуть позже орут про "симуляторы ждуна" и "гавно-игры". Также не рекомендую делать большие тренировочные комнаты, чтобы в последующем тратить на них больше ресурсов и времени по факту для того, чтобы в гига-хоромах тренились пару человек.
Вторая часть игры это управление созданным боевым отрядом из 4-6 бойцов. Вернее как управление... в бою вы по факту можете только смотреть за его ходом... ну и активировать какие-нибудь бусты для поддержки своих на поле боя. Бойцы делятся на несколько основных специальностей:
- ближний бой (милишники, melee weapon) - обычно тяжелобронированные бойцы ближнего боя, вооруженные топорами, ножами и пр. прелестями. Находятся на переднем краю построения отряда;
- стрелки - бойцы вооруженные стрелковым оружием. Уже между собой они делятся на снайперов, автоматчиков и пр. Находятся на заднем краю построения отряда;
- химики - бойцы, швыряющиеся различными гранатами, химическими реагентами и пр. жутью. Находятся в середине построения отряда.
Не смотря на небольшой набор из специальностей бойцов можно делать кучу комбинаций. Например можно сделать одного крутого милишника, который будет агрить на себя противника (привлекать внимание), одного химика, для поддержки рукопашника и 2х жестких снайперов в тылу. Естественно у каждого построения есть свои сильные и слабые стороны. Так что даже такой пример не является идеалом - первый же босс в шахтах, умеющий хотя бы на короткое время телепортироваться за спину стрелкам и все - битва проиграна.
Есть и гражданский персонал базы. Это те кто занимается исследованиями, добычей еды, денег и пр. С ними все просто - определили потенциал - кинули тренироваться в соответствующую комнату (если они есть), поставили в комнату для добычи / исследования.
Каждый персонаж имеет предел развития, определяемый 3мя степенями - это что-то больше похожее на генетику. Поднять эту степень можно только за донатную валюту (которую собственно можно заработать на ивентах и просмотрах рекламы).
На низких уровнях убежища вам доступны только PvE миссии (разнообразные сюжетки и ивенты). Со временем станет доступен и PvP режим, где вам предстоит нападать на убежища других игроков, отнимая у них ресурсы, а также сражаться с игроками на арене за возможность выиграть призовые чемоданы с ценными предметами. Опять же есть разнообразные ивенты - такие как тоннели, где необходимо пробиваться через волны врагов, выбивая жетоны и потом обменивая их на различные плюшки; станция ж/д, где предстоит противостоять волнам игроков за высокотехнологичные компоненты; также никуда не денешься и от сезонных ивентов, которые разработчики добавляют постоянно (я бы даже сказал ежемесячно).
Как и во многих онлайн играх - все меняется как только вы вступаете (или создаете свой) в клан игроков. Начинаются битвы за территорию в несколько заходов. Глава клана определяет кто из отрядов на какой позиции будет находиться. А после раздаются заработанные кланом плюхи в виде различных предметов, ресурсов и прочего.
Естественно у этой игры не все так гладко (даже по сравнению с Day R). Минусов хоть отбавляй и играть в нее сможет лишь тот, кто сможет с ними мириться.
- неподъемный донат. Такое ощущение что конвертация родной для разрабов валюты идет через банки Сомалиленда, поэтому не удивляйтесь, что вещи стоимостью 3$ вдруг у нас в игре стоят 5000 руб. Разработчики как будто чувствуют, чем можно напрячь игроков и по-первой раздают временные (дня на 3) премиум талоны, превращающие ваш обычный акк в премиум. Премиум дает немало преимуществ - в первую очередь во времени - постройки строятся и улучшаются быстрее, есть возможность ускорять время во время боев, что существенно экономит это самое время ИРЛ. Со временем к этому привыкаешь и играть в игру без према уже не так... комфортно. Но есть решение - главное участвовать в ивентах от разрабов. Как правило премиум является одной из наград за участие. Мне с новогоднего ивента так удалось заполучить прем на 3 мес без особых усилий. Донат хоть и есть но играть можно и без него и еще как успешно. Под конец общения с игрой я имел 50 лвл убежища с кучей легендарных предметов, в каждой второй катке на арене становясь легендой. Впринципе это все мес за 4-5 игры.
- дисбаланс и непонятные алгоритмы подбора противников. В основном это прослеживается на арене. Зарегистрировавшись на ней и дождавшись окончания подбора игроков вы можете с изумлением обнаружить что боевой рейтинг (сила отряда) ваших оппонентов, к примеру, 20 000 против вашей 1600. И тут как бы сразу все понятно - очки на арене дают только за победу над противником, поэтому скорее всего вам достанется исключительно последнее место. Такое случается очень часто и многие игроки уходят с арены как только видят такой дисбаланс. С счастью при нормальном менеджменте талонов арены у вас будет хоть отбавляй - и этот нюанс не отразится на общем благосостоянии. Другой вопрос, что разработчики знают об этом и даже пытались исправить ситуацию. Не поправив алгоритм... нет. Они ввели дисбалансные предметы. Допустим та же история - арена - 20к против 1.5к, но у отряда с 1.5к есть всего одна решающая вещь - пара телепортаторов у милишников легендарного качества (пусть и уровнем в несколько порядков меньше оппонента). Что происходит - начало боя - милишники телепортируются за спины вражеских стрелков и уничтожают их - далее процедура повторяется с химиками и т.д. Итог - отряд в 20к проиграл.
- время ожидания. Поначалу замечать этого вы не будете - постройки будут низкого уровня и максимальное время улучшения в 1-3 часа это еще терпимо. Но вот когда вы займетесь производством снаряги и поймете, что нормальная снаряга клепается 1-1.5 суток... а высокоуровневые постройки могут улучшаться неделями... вот тогда и возникнет желания отказаться от игры. Но... если смотреть комплексно да еще и играя в клане - это перестаешь замечать. Пока улучшается можно заняться другими вещами - клановыми войнами, прохождением сюжетки, ивентами и пр. Это не та игра в которую надо заходить на 6 часов и шпилить. Это игра из серии - заглянул в нее на 15-20 мин пока едешь в транспорте - посмотрел, мб поучаствовал в ивенте/арене/пвп - вышел и забыл до вечера. Особо долго занимают тренировки персонала до максимума - этот процесс на одного человека может занять добрых пару недель реального времени.
Но не смотря на все недостатки в игру можно играть не потратив на нее ни рубля из собственного бюджета и даже очень как можно! Рекомендую.
Геймплей: 7 из 10 (как бы вроде бы и ничего, но где-то уже все это мы видели...)
Сюжет: 5 из 10 (врятли это можно назвать сюжетом)
Графика: 9 из 10 (очень качественно отрисованная и интересная)
Реиграбельность: 8 из 10 (сам начинал и бросал 3 раза)
Поддержка разработчиком: 10 из 10 (очень активно поддерживается)
Итог: 7.8
-------------------------------------------------------------------------------------
3. Mindustry (Android, PC)
Многие играли на ПК в такие игры как Factorio или Satisfactory. Mindustry является графически упрощенной но той самой Factorio, адаптированной под мобильные платформы.
Разработана игра Антоном Крамским и его студией Anuken. К сожалению о разработчике и процессе разработки сверхмало информации, поэтому сказать об этом в целом можно не так много. Известно что Антон имеет собственную страницу на github, где публикует общедоступные репозитории игры. Игра вышла осенью 2019 года и сразу стала популярной среди любителей "факторки".
Сюжет
Сюжета тут особо то и нет, да он и не нужен. Фактически предстоит выбрать расу, за которую будем играть (они отличаются технологиями) и вступить в битву с соперниками за обладание планетой. Сюжет в таких играх не самая сильная часть.
Геймплей
Геймплей тут достаточно интересен. Графика в игре выполнена в минималистическом стиле, что довольно интересно выглядит в игре. Вроде бы все так просто отрисовано, но все же не выглядит дешевым. Вы управляете небольшим строительно-боевым кораблем. Это довольно непривычно - корабль все время держится по центру монитора, по крайней мере так происходит на мобиле. Стоит свапнуть экран в ту или иную сторону, корабль тут же начнет движение.
Для того, чтобы распланировать постройку базы не тратя время, игру можно приостановить и запустить, когда планирование будет окончено. После этого корабль сам быстро все отстроит.
Строить можно много чего - добывающие станции, конвейеры, турели, различные заводы по производству юнитов и прочее и прочее. Прежде чем строить что-либо, его следует изучить на экране исследований. Исследования проводятся мгновенно, но требуют довольно много различных ресурсов.
И да... чуть не забыл про самое главное - из чего собственно состоит прохождение игры. Игра поделена на глобальную карту и непосредственно действия в оспариваемом регионе. На глобальной карте вы выбираете регион, который будете отбивать - в разных регионах разные условия для обороны и добычи полезных ископаемых, разные природные эффекты. А кроме того, разное по силе воздействие и поведение противника.
Как только вы выберете регион - предлагается его начать оккупировать. Для этого нужно небольшое (относительно) количество ресурсов (как правило базовых), потребных для перемещения мобильной базы-завода. Этот база-завод (mainframe) нужен по факту для того, чтобы складировать вырабатываемые ресурсы и в случае необходимости возрождать ваш корабль-строитель.
Как только база переберется в новый регион - у вас будет немного времени чтобы освоиться с местностью и распланировать добычу ископаемых и оборону базы. Противник нападает волнами, которых бывает уж очень много - иногда больше 25 (!). Сила противников тоже может быть разная - могут например нападать только воздушными юнитами различной тяжести или же комбинированными наземными войсками. В любом случае вам предстоит продумывать тактику и застройку против всего этого.
А без обороны тут никак... Ваш корабль-строитель еще как бы может оказывать небольшое но сопротивление - волны 3 начальных вы с горем пополам еще отобьете, но потом начинается адище - к этому надо быть готовым - построить стены, турели, обеспечить турели бесперебойным боепитанием, продумать постройку будущих фабрик по производству юнитов - отстроить заводы, электростанции и пр. Как понятно из вышесказанного - на все это нужны будут ресурсы и коммуникации и крайне желательно чтобы все это было отлажено до автоматики.
Вот этим всем вам и предстоит заняться в этой игре. На самом деле это ооочень увлекательный процесс, который заставит вас изрядно попотеть. Зато как приятно осознавать, что вы создали полностью автономный самообороняющийся и самодостаточный кластер ))).
У меня игра стоит на мобильном - скачал я ее с Play Marketa бесплатно. Существует и ПК версия игры - в Steam она стоит порядка 250 руб. Ну я скажу - она определенно стоит этих денег (а уж тем более для фаната Factorio).
Геймплей: 9 из 10 (идеальное сочетание простоты и сложности одновременно)
Сюжет: 4 из 10 (сюжета тут нет)
Графика: 8 из 10 (не могу засуживать игру за свою простоту - графика простая но весьма со вкусом)
Реиграбельность: 8 из 10 (очень высокая)
Поддержка разработчиком: 8 из 10 (очередное обновление баланса вышло буквально на днях, но чего-то фундаментального не было довольно давно)
Итог: 7.4