Найти тему
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

ЧИТАЕМ РОМАН «В ЛЕСАХ»: КАК ЗАРАБАТЫВАЛ ДЕНЬГИ ПАТАП ЧАПУРИН?

Оглавление

Дорогие друзья, предлагаю перелистать страницы знаменитых книг П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» и вспомнить их главных героев.

Это и другие изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"
Это и другие изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"

Начнем с Патапа Чапурина. (Именно так, «Патап», величает его автор).

Это богатый старообрядец, предприниматель. Можно бы назвать его «миллионером», но тогда в середине XIX века в России масштаб денег был другим, и подобных богатеев называли «тысячниками».

Владимир Гостюхин в роли Патапа Чапурина
Владимир Гостюхин в роли Патапа Чапурина

П.И. Мельников-Печерский подробно описывает из чего складывалось богатство Чапурина, как было налажено у него производство.

«У Патапа Максимыча по речкам Шишинке и Чернушке восемь токарен стояло», – сообщает нам писатель.

Названия речек подлинные. Шишинка протекает в современном Ковернинском районе Нижегородской области (правда, сейчас не районы, а муниципальные округа, но мы будем по старинке их называть). Шишинка впадает в Хохломку.

Рядом то самое село Хохлома, давшее имя знаменитой росписи.

-3

Чернушка течёт рядом с городом Семеновом. Она – приток Санохты.

В центре на плане изображены улицы города Семёнова.
В центре на плане изображены улицы города Семёнова.

Особенности промысла Мельников тоже передаёт точно, до тонкостей.

  • Он ведь эти места изъездил, будучи чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе. Всё видел своими глазами.

Передаём слово опять ему: «Посуду круглую: чашки, плошки, блюда в Заволжье на станках точат – один работник колесо вертит, другой точит. К такому станку много рук надо, но смышленый заволжанин придумал, как делу помочь».

Как же? Использовав силу лесных речушек: «В песчаных ложах заволжских речек воды круглый год вдосталь; есть такие, что зимой не мерзнут: летом в них вода студеная, рука не терпит, зимой пар от нее. На таких-то речках и настроили заволжские мужики токарен: поставит у воды избенку венцов в пять, в шесть, запрудит речонку, водоливное колесо приладит, привод веревочный пристегнет, и вертит себе такая меленка три-четыре токарных станка зараз. Работа не в пример спорее. Таких токарен у осиповского тысячника было восемь, на них тридцать станков стояло; да, кроме того, дома у него, в Осиповке, десятка полтора ручных станков работало. Была своя красильня посуду красить, да пять печей; чуть не круглый год дело делала. Работников по сороку и больше Патап Максимыч держал. Да по деревням еще скупал крашоную и некрашоную посуду».

В скобках заметим, деревни Осиповки в заволжских местах нет. Но ведь Мельников не отчет губернатору писал, а художественное произведение. Вполне возможно Осиповка – это псевдоним Осиновки, деревни, ныне находящейся в Ковернинском районе.

-5

Теперь опять к посуде.

Все эти токарные и долбленые из дерева изделия – чашки, миски, блюда, ковши назывались тогда «горянщиной».

Так вот горянщиной, сообщает нам Мельников, Чапурин «сам в Городце торговал». Городец большое торговое село на берегу Волги, вернее даже совокупность населенных пунктов. Выходит, торговать там САМОМУ круто? Что нам хотел сказать этой деталью Мельников?

Городец. 1894. Фото М.П. Дмитриева.
Городец. 1894. Фото М.П. Дмитриева.

Обратимся к воспоминаниям городчанина Л.Ф. Лапшина. Тот рассказывает, что щепной горянский товар за долгое зимнее время на лошадях вывозили в Городец и складывали на берег вдоль реки Волги: от пристаней почти до Нижней Слободы.

Весь берег на протяжении почти трёх километров был завален этим товаром.

Тут были короба с ложками, чашками, блюдами, матрёшками, глиняными свистульками. Были целые горы заготовок весел, шестов, дуг, ободьев, колес, верха телег, полозья саней, остовы хомутов, ящечная дощечка, детские стульчики, столики и многое-многое другое. Весь этот товар был сложен высотой с двухэтажный дом, 5-6 м в ширину и 3 км в длину.
Торговля горянским товаром
Торговля горянским товаром

«Как хозяева, разные владельцы этого товара, разбирались, где и сколько чего лежит, до сих пор мне непонятно», – признаётся Лапшин. И продолжает рассказ. «Самое интересное начиналось весной, когда Волга вскрывалась, освобождалась ото льда и становилась судоходной. Тогда, как по команде, вдоль берега выстраивалась вереница барж, дощаников, паромов. С каждого судна на берег быстро спускалась пара мостков-сходней, и начиналась погрузка этого товара в баржи.
У мостика каждого судна садился приказчик, у ног которого были деревянные ящики с медными деньгами: один ящик с копейками, второй с семишниками (две копейки), третий с тремя копейками и четвёртый пятаками. Все желающие - мужчины, женщины, мальчишки, девчонки, жители ближних домов, просто проходящие – все включались в работу. Схватил короб с ложками, бежишь мимо приказчика – получай копейку; тащишь ящик с блюдами (он тяжелее) – получай две копейки. Мужчины грузили более тяжёлый товар: телеги, колеса, весла, шесты и получали пять копеек за ходку. Входишь по одним мосткам, с баржи сходишь по другим мосткам. Сбегаешь раз 20-25 и смотришь – в кармане 25-30 копеек. Хватит. Быстрей на базар в обжорный ряд. На две копейки возьмёшь печенки два куска да хлеба кусок. Наешься, да и в козны играть, и на семечки (одна копейка стакан), и на мороженое (одна-две-три копейки вафля) хватит. На следующий день опять на погрузку. Опять куча денег в кармане.
Обычно вся эта гора товаров грузилась не более трёх дней. Через три дня на берегу ни крошки, и баржа уже в пути. Вот какая была механизация, вот это научная организация труда! Вероятно, расчет наличными за каждую ношу поднимал производительность труда на недосягаемую высоту. Вот тут-то соревнование было налицо, а не на бумаге.
Вся эта масса товаров отправлялась в низовья Волги – Самару, Саратов, Царицын, Астрахань, в эти безлесные, но богатые хлебом, фруктами, солью, мясом, рыбой места
» (из книги С.Л. Горяченко Лапшины. Семейная хроника, воспоминания, родословная. Н. Новгород, 2009. С. 123-124).

Так вот, Чапурин, получается, эти три горячих дня был в Городце и лично следил за погрузкой. Не жалел сил и времени. Не считался с тем, что уже стал богачом.

Мельников с помощью одной детали показывает, какие качества позволили простому мужику стать «тысячником».