Когда я начинала читать эту книгу, я не ждала от нее ничего. Я не знала автора, не читала его сочинений. В предисловии много писалось о юморе и сатире, о героях книги, которые существовали в реальности и с которых автором списывались персонажи. Много было уделено внимание личности автора и его биографии, его наблюдательности и антимилитаризму. Ну и, ко всему прочему, автор славянин. Пусть и западный. Значит общность восприятия и мышления должна быть. Значит чувство юмора должно быть понятно и воспринимаемо. Однако...
Однако на деле для меня все вышло не так. Возможно, повлияли события в моей жизни, которые не способствовали веселью, возможно, у меня нет чувства юмора (хотя, странно: Вудхаус и Джером меня приводили в гомерический смех даже тогда, когда мне хотелось плакать), возможно, я перестала понимать литературу, возможно... Словом ,возможно все. Но мне роман (кстати, он не окончен) не понравился. Солдатская хитрость Швейка - прикидываться дураком, чтобы тебя не припахали к какой-нибудь работе - для меня не была смешна. В интернете на сайте "проза.ру" есть рассказ "Мой еврейский гражданский долг, или Автозарисовка цвета хаки" Виталия Каплана. Не рекламы ради написала автора - я его знать не знаю. Но данное произведение не в пример умнее, смешнее и воспринимается лучше, чем Гашек. Подчеркну - для меня.
Гашек же описывает солдата, который, прикидываясь полным идиотом и выполняя до буквы приказы и инструкции своего начальства, своим многословием и бесконечными историями приводит в полную панику это самое свое начальство. Время - Первая мировая война. Выстрел в Сараево. В первой части Швейк еще на гражданке. Но и тут он выступает как "хитрый" бывший солдат, выбравший идиотизм как способ защиты себя. Выбор, конечно, оригинальный и тонкий. Но читать об этом мне было неприятно. Поэтому, собственно, я так долго и читала Гашека. В придачу я параллельно читала еще несколько книг и писала свою повесть.
В изложении Гашека люди на гражданке только и делали, что беспробудно пили и дрались, врали и изменяли друг другу. Странно, что при этом страной алкоголиков считали СССР. Из данного романа можно было бы сделать вывод, что чехи вообще не просыхали.
Швейк на фронте еще круче. Там Швейк умудряется попадать под арест чуть не каждый день. На гражданке это ему удавалось реже. Попадать в тыл, под суд, но каждый раз благодаря своему "идиотизму" он возвращался в часть, чтобы им и своим многословием доводить своего офицера. "Гарнизонный анекдот"? Как бы не так. Пошлость на грани туалетного юмора ,который сейчас приветствуется в нашей стране. Воруют все: генералы воруют то, что поставляется в часть, офицеры воруют у генералов, солдаты - у офицеров и населения, которое нещадно бьют и калечат. И все это Гашек пишет с типа юмором. Секс так у него вообще в порядке вещей: все спят со всеми. Насилие воспринимается как норма - война же, а солдату нужно расслабление. Патриотизм? Да я вас умоляю! Патриотизмом вообще не пахнет. Касается ли это Австрии, Австро-Венгрии, Германии или Чехии. И если все действительно обстояло так, как пишет Гашек, то меня не удивляет разложение армии. Кстати, о русских гашек отзывается более уважительно: даже "лохматые казаки", когда наступали/отступали, не забирали последнее у крестьян. В отличие от немцев ,австрияков или тех же чехов.
Как итог: кому как, а мне роман не понравился категорически. Никакого призыва "сложить оружие", как написано в аннотации к данному сочинению, я не увидела. Только полнейшее разложение армии в целом и каждой личности в ней в частности.
И еще мой роман "Темные души" считают мерзким...