Итак, в 1582 году, как мы говорили, Псковские земли атаковали жестокие и беспощадные "коркодилы..."
"В лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша
Как такое возможно? Будем разбираться. Как ни странно, "уткой" это быть не может. Обычно, если уж врут, то про каких-нибудь песиголовцев на другом конце света, тут же соврать не получится, потому что события происходят прямо вот под боком. И любой пскович, услышавший такое, мог что называется, провести фактчекинг. 😁 Да и вообще летопись - документ официальный.
По названием "коркодил" тоже наверняка упоминается непосредственно крокодил или иная его производная - образованные люди о данном экзотическом звере знали, еще в 11 веке был переведен труд Георгия Амартолы, который получил широкое распространение.
Как они могли оказаться в Пскове? Ближайший крокодил на тот момент жил в Египте, однако, некоторое их количество могло жить в зверинцах, в той же , например, Сирии, с которой были тесные торговые связи. Тут ничего удивительного нет, купцы часто возили всякую интересную живность в свои широты. Например, спокойно на специальных "дырявых" баржах провозили к столу живых осетров, а они в некоторой степени в перевозке более прихотливы, чем рептилии. Это вполне мог быть спецзаказ для высокопоставленных людей.
Есть смелые предположения, что "коркодилы" могли прижиться у какого-нибудь близлежащего геотермального источника, но что-то терзают меня смутные сомнения, что таковые есть на Псковщине. Впрочем, предположение, хоть и ошибочное, но забавное, тем более что такой случай в мировой практике есть.
Скорее всего, рептилии сбежали с баржи или из зверинца и засели в ближайшем водоеме, и до зимы вполне себе дожили на вольных хлебах, то есть, рыбАх =)
Зимой, правда, навряд ли они на деле причинили местным жителям серьезный урон, потому как "поядоша" это скорее "покусать" , а не "съесть". Поэтому насколько крупны и злобны они были остается лишь предполагать.
На воле им пережить зиму едва ли бы удалось, так что единственный шанс на спасение заключается лишь в том, что их могли изловить обратно - но так или иначе, в летописях данная живность с тех пор не упоминалась. Скорее всего, этот случай был реальный но, как ни крути, единичный.
По Б.В. Сапунову