Разберу не только компульсивное переедание, а психологию "компульсий" в широком смысле.
Тема компульсивного переедания часто поднимается в комментах, но в статьях старалась обходить её стороной, потому что сложный вопрос.
Во-первых, само название "компульсивное переедание" так растиражировано блогерами (далекими от психиатрии), и всеми, кто "излечился" и "экспертно" заявляют "секреты", что трудно в этой "обыденности" транслировать мысль о серьезности положения.
Это не имеет отношения:
- к удовольствию (не могу отказать себе в том, чтобы съесть ещё один вкусный кусочек),
- к диетам и "силе воли",
- к какому-то разовому "заеданию" проблем и еде от скуки.
И это не легкая мысль по типу "ах, почему бы сегодня не порадовать себя шоколадкой".
Компульсивные переедания относятся к разделу так называемой большой психиатрии.
А ещё есть малая психиатрия, и есть переедание вообще без каких-то психологических проблем.
- То есть мы можем иметь дело с принципиально разными процессами, которые внешне звучат одинаково - "ой, что-то я сегодня много съел".
У процессов, которые относят к разделу большой психиатрии, есть несколько общих характеристик:
- У человека теряется критика к своим действиям, то есть он не осознает в полной мере свои действия. Ему может даже казаться, что всё нормально. А как на самом деле?
- Потеря управляемости процесса, когда человек, да, конечно, расскажет о неприятности, спровоцировавшей именно в данный момент очередной приступ, но этот рассказ будет далек от реального ощущения потери контроля над ситуацией.
- Нарушение нормального социального функционирования.
Удивительно, конечно, когда блогеры и "успешно излечившиеся" так легко жонглируют понятиями большой психиатрии, не отдавая себе отчета в губительности неправильной постановки диагноза, т.к. методы лечения будут принципиально разными в зависимости от диагноза.
А ведь даже лучшие в мире профессионалы, составляющие международные классификации болезней (МКБ), в очередной раз поменяли списки критериев.
Поэтому я не решаюсь писать на столь сложные темы, даже имея за спиной клиническую практику в психиатрической больнице, пройденные курсы по психиатрии, патопсихологии (в рамках очного обучения на клинического психолога в МГУ).
"Легкого чтива" не получится, а серьезные тексты тяжело воспринимать. Проблемы большой психиатрии сложно признавать и прорабатывать. Порою даже лучше подходит слово "невозможно".
Но постоянно отмалчиваться тоже странно. Хоть я и оговариваю в статьях, что сегодня не трогаю компульсии и булимию, что это совсем другие процессы, неизменно в комментах читатели возвращают меня к этим темам. Поэтому попробую начать писать и на сложные вопросы тоже.
Компульсивное переедание
- это новое заболевание, которого раньше не было в МКБ-10.
Писала подробно об этом 2 дня назад, поэтому не буду уходить в детали, повторю только основное.
Компульсивное переедание характеризуется частыми, повторяющимися эпизодами бесконтрольного приема избыточного количества пищи (например, раз в неделю или чаще в течение нескольких месяцев).
Эпизод компульсивного переедания – это отдельный период времени, в течение которого человек испытывает субъективную потерю контроля над едой, ест заметно больше или иначе, чем обычно, и чувствует себя неспособным прекратить есть или ограничить тип или количество съеденной пищи.
Переедание тяжело переживается и часто сопровождается такими отрицательными эмоциями, как вина или отвращение.
Хотя компульсивное переедание часто связано с увеличением веса и ожирением, эти особенности не являются обязательными, и расстройство может присутствовать у людей с нормальным весом.
Добавление компульсивного переедания в МКБ-11 основано на обширном исследовании, которое велось 20 лет!
Что такое "компульсии"
Начну рассказ с компульсивных занятий спортом.
Я умышленно начинаю с социально одобряемого поведения (что может быть более одобряемо, чем занятия спортом?), чтобы показать именно силу навязчивости действий, их принуждающий, давящий характер, чтобы стало видно через какие психологические механизмы создается ловушка, в которую попадает человек.
Название "компульсии" от латинского compulsio - "принуждение".
Не могу начать сразу с переедания, т.к. люди склонны считать его "распущенностью", "удовольствием" и осуждать переедающего человека, как непременно по собственному выбору получающего удовольствие и желающего этого.
Поэтому на переедании я не смогу показать суть именно компульсивности поведения, то есть его давящего, принуждающего характера и для примера-разбора возьму социально-одобряемые действия.
Сегодня будут истории реальных людей из реальной жизни, и первую описала журналистка Шэрон Бегли, рассказывая о Керри Арнольд.
Свою историю Керри обнародовала в книге "Бег на самоуничтожение: дневник излечившейся от анорексии" (Running on Empty: A Diary of Anorexia and Recovery).
Я процитирую, выделяя главные слова:
"В конце концов, что может быть естественнее чувства, что уж собственное тело должно быть под полным нашим контролем?
Кэрри Арнольд была в этом убеждена.
Первокурсница-перфекционистка, она начала регулярно заниматься спортом не только для того, чтобы быть в форме, но и, по собственному признанию, из-за "одуряющей" учебной нагрузки и первой в жизни разлуки с родным домом.
Как только тревога усиливалась,
она "натягивала кроссовки и неслась в тренажерный зал".
Впрочем, тренировочный режим поначалу не был изматывающим: четыре или пять раз в неделю по полчаса.
Однако через несколько месяцев разумные нагрузки превратились в запредельные.
"Я стала тренироваться поздно вечером и совсем перестала выходить на люди, – вспоминает она. – И все это ради того, чтобы снять стресс".
---
Тут я прерву цитирование и сразу отмечу,
- смотрите, признак №3 - нарушение социального функционирования,
- и признак №2 - потеря управляемости ситуацией. Потеря контроля при том, что Керри как раз старалась держать максимальный контроль!
---
Возвращаюсь к цитированию:
"Ежедневно по четыре часа, несмотря на полную учебную занятость, в спортзале, ставшем для нее вторым домом, она выбивалась из сил на степпере и выжимала максимум из велотренажера.
Ночной сон свелся к четырем часам в сутки.
Кэрри заметила, что тренировки гасят волны тревоги, грозившие ее захлестнуть.
Без ежедневных посещений спортзала ей становилось не по себе.
К концу первого курса компульсия вышла из-под контроля.
Кэрри получала в день больше тренировочной нагрузки, чем рекомендовано большинству людей на неделю, и так исхудала, что мать, впервые увидев ее на каникулах, заметила, что та похожа на скелет.
Врачи потребовали резко снизить физические нагрузки, однако я просто не могла остановиться.
Навязчивая потребность шагать на степпере была сродни сильнейшему зуду,
облегчить который позволяло лишь движение – интенсивное, на износ, маниакальное движение.
Окончив университет, Кэрри ухватилась за тренировки, как утопающий за спасательный круг.
Она просыпалась среди ночи с настоятельной потребностью в упражнениях и делала приседания в ванной или бегала до рассвета, миля за милей.
"Ужасающая тревога выливалась в неотвязное "нужно потренироваться", – рассказывает она. – Спорт стал для меня средством управления собственной жизнью.
Чем хуже я себя чувствовала, тем больше должна была пробежать.
Все мое существование было этому подчинено. У меня не было ни друзей, ни общения. Лишь одно имело значение – сколько калорий я сожгла, сколько шагов сделала или миль пробежала".
Она пыталась сбавить обороты, но всякий раз оказывалась на полу, дрожа и всхлипывая. Уровень тревоги зашкаливал, и казалось, снизить его могут только тренировки".
Конец цитаты.
Проблема исследований данного явления заключалась в том, что ученые не могли прийти к общей терминологии и к универсальному описанию процесса.
Грубо говоря, ученые не могли договориться между собой о стандартах описания явления, и каждый делал такое исследование, которое оставалось уникальным, плохо согласовывалось с исследованиями коллег.
Итак, 3 версии. Мы имеем дело:
- с аддикцией (мотивацией которой является удовольствие),
- с компульсией (движимой страхом, от которого спасает только спорт)
- или с чем-то третьим.
Такая ситуация с путаницей в терминологии продолжалась около 30 лет.
Здесь я поясню, что к дизайну исследований, то есть к тому, как именно должно быть организовано исследование, предъявляются довольно строгие требования.
К примеру, отсутствие контрольной группы сразу делает исследование не достойным серьезного внимания. И таких требований к организации экспериментов много, соблюдать их сложно, но при нарушениях ценность исследования приближается к нулевой и не позволяет нам сделать хоть сколько то серьезные выводы.
Возвращаюсь к цитированию:
"Попытки изучать перетренированность имели настолько шаткую методологическую основу, что фактически не представляли научной ценности.
Однако проблемные исследования, в ходе которых людям предлагалось объяснить, почему они тренируются, создали по крайней мере фундамент классификации, выработанной практическим путем.
Оказалось, что причиной самоистязания физическими упражнениями могут быть самые разные психологические проблемы (!!!).
- Одним людям важно чувствовать, что они управляют своей судьбой хотя бы отчасти – в том, что касается физической формы и физиологии.
- Другими движет стремление возвыситься над естественными физическими потребностями ("отдых – для слабаков") или силой воли одолеть низменные желания (например, позволить себе предаться лени).
- Третьи, упражняющиеся ради лучшей формы, начинают удлинять и учащать пробежки, поскольку получают от этого удовольствие, – это гедонистическая модель аддикции.
- Четвертые жаждут вознаграждения извне, например медалей или поклонения болельщиков.
Ни в одном из этих случаев, однако, поклоннику тренировок не кажется, что у него взорвется мозг, если потренироваться не удастся.
- Напротив, компульсивные спортсмены занимаются по внутренним причинам, чтобы выровнять настроение или прийти в норму.
Тренировки для них – главное в жизни.
Это единственный способ облегчить невыносимый гнет тревоги, от которой они страдают, когда не имеют возможности потренироваться.
Изначально мотивом для таких людей могло быть стремление обрести форму, но постепенно выяснилось, что спорт не столько источник радости, сколько отдушина для сброса напряжения, которую ничем нельзя заменить.
"Мы знаем, что мотивы заняться спортом бывают разные, – сказал Дэниел Саймонс Даунс, кинезиолог Университета штата Пенсильвания, разработавший шкалу оценки спортивной зависимости для врачей и неспециалистов. – Есть также множество причин выхода за пределы разумного, и избавление от непереносимой тревоги – одно из вероятных объяснений". Это относится к компульсивным людям, таким как Кэрри Арнольд.
Важно, что компульсия порождается тревогой.
Особенно характерно для компульсивных спортсменов
- намного более болезненное (в сравнении с окружающими) отношение к своим ошибкам,
- чрезвычайно высокие личные критерии успеха и нравственности
- и хроническое чувство вины за свои поступки.
- Все это проявления крайней добросовестности, отличающей людей с мягкими формами компульсии."
Конец цитаты.
Итак, запомнили:
1. личностные черты:
- перфекционизм
- болезненное отношение к своим ошибкам,
- высокие личностные критерии успеха,
- хроническое чувство вины за свои поступки,
- крайняя добросовестность.
2. цель компульсии:
- ослабление отрицательных эмоций, чаще всего похожих на тревогу и недовольство собой.
"Перфекционизм оказался одним из самых надежных прогностических факторов компульсивных тренировок", – сообщила Мейер.
Неизбежное несоответствие идеалу порождает тревогу, с которой способны справиться только упражнения. В результате развивается компульсия, вынуждающая любителя спорта тренироваться на износ".
Здесь я очень прошу не делать поспешных выводов!
Обыкновенное стремление учиться хорошо, делать свою работу хорошо - это совершенно нормально!
Патопсихологическое исследование, диагностика ситуации, занимает 1,5-2 часа очного общения человека с психологом! Нельзя говорить о степени выраженности какого-то явления лишь на основе прочтения какой-то статьи!
И также подчеркну, что бег и физические нагрузки - это отличное средство для снятия эмоционального напряжения! Вопрос не в самом действии, а в его степени и управляемости процессом.
---
Конечно, навязчивости и компульсии (как и перфекционизм, как и разрыв контакта с собой с постоянным принуждением себя к каким-то "правильным" действиям без права на личные желания) не возникают просто так.
В одну статью не поместить полный разбор и причин, и последствий. Хочу сделать акцент только ещё на одном вопросе:
Как вы думаете, есть ли смысл говорить Кэрри Арнольд (девушке из примера выше) что-то вроде "да, ты тренируйся поменьше и всё"?
В её психике были жестко связаны:
- напряжение (страх ошибки, недовольство собой) - спорт.
Промежуточные звенья работы психики уже потеряны из виду и не осознаются.
Исток проблемы тоже вне осознавания.
Можно ли здесь что-то изменить с опорой на "совет" просто тренироваться поменьше? В жизни, когда каждый новый повтор связки "тревога-спорт" цементирует в психике патологическую реакцию на тревогу, могут помочь подобные советы?
В целом, можно предположить такую последовательность событий:
1) - В детстве, чаще всего, имели место отношения со значимым взрослым, в которых высокая степень "идеальности" была просто необходима для выживания.
Слово "выживание" я пишу не как метафору, а в самом прямом смысле, то есть идеальность нужна:
- либо для принятия значимым взрослым (противоположность - отвержение - воспринимается ребенком как угроза, потому что без опеки взрослых он не может выжить);
- либо для "победы" над значимым взрослым, если имеет место жесткое воспитание, обесценивающего личные выборы ребенка и его достижения, блокирующее развитие самоуважение, то есть блокирующего его право жить.
2) - Необходимость идеальности, провоцирует приступы тревоги.
3) - Случайным образом находится средство, помогающее ослабить тревогу. В данном случае это спорт. Часто бывает еда.
4) - Чем выше тревога - тем чаще необходимо применение найденного средства и процесс выходит из-под контроля, "ломая" психику.
Соответственно, чтобы нормализовать ситуацию,
нам нужно не спорт (или еду) запрещать человеку,
а идти в том же порядке:
- От какой эмоции защищает компульсивное действие? - в данном случае от тревоги, страха неидеальности.
- Где источник разрушающего чувства? - в данном случае страх не справиться с учебой, страх ошибки.
- И далее работаем с источником разрушающего чувства, то есть со структурой психики (личности), которая сложилась на данный момент.
Это только один из вариантов.
В своем курсе "7 шагов к стройности" я подробно разбираю 6 структур психики (как они складываются, как функционируют и т.д.).
Удивительно, конечно, когда блогеры с легкостью оперируют понятиями большой психиатрии, не отдавая себе отчета в губительности ошибочной постановки диагноза, т.к. методы лечения будут принципиально разными в зависимости от диагноза.
А ведь даже лучшие в мире профессионалы, составляющие международные классификации болезней, в очередной раз поменяли важные признаки! Опять иначе осмыслили явление! И это 11-ый пересмотр классификатора! Очевидно, не последний.
Возвращаясь к истории Керри Арнольд, вот и представьте, когда человеку с такой личностной структурой выдадут на какой-нибудь супер-волшебной методике похудения супер-идеальное меню, спровоцировав усугубление её состояния,
то есть спровоцировав УВЕЛИЧЕНИЕ ТРЕВОГИ!!!
Ведь будет усложнение списка действий,
которых нужно придерживаться для стремления к "идеалу",
ну и увеличение тревоги из-за недостижимости идеала как логичное следствие.
Трудно надеяться на позитивные изменения ситуации, действуя методом "слепого поиска". Можно столько дров наломать!
Сначала должна быть диагностика, сначала разбираемся в причинах, рассматриваем ситуацию, а потом уже что-то меняем.
Пример подобной истории с пищевым поведением
Девушка (Ксюша) только сделала операцию по уменьшению желудка. С её слов, сделала от отчаяния, потому что многие годы безуспешно пыталась похудеть другими методами.
И вот, когда в желудке продольная рана и много кушать категорически нельзя, у Ксюши случается неприятный разговор с мужем.
Ксюша про компульсивное переедание после операции (мин. 59):
Я с мужем поговорила и мне не понравилось, как я поговорила, а там йогурты сладкие приносили, и я помню, как я разворачиваюсь к холодильнику после этого разговора, иду, беру этот йогурт и выпиваю очень много за раз. А мне нельзя. Я после операции.
И я тогда понимаю:
"Ну, всё. Тебе сделали операцию, а ты в живую рану объемом 50 мл, льешь 280 мл сладкого йогурта.
И из-за чего? Из-за неудачного разговора?
Тебе операция не помогла. Можешь сразу на кладбище ползти".
Я четко в тот момент поняла, что если сама с собой разговаривать не начну, ну всё, всё, всё. Операция не помогла.
Поэтому от компульсивных перееданий операция вас не спасет. Вы хоть сразу можете что-то сожрать. Вот сразу.
Подробно истории Ксюши и Саши Солдатовой в статьях:
Ксюша пыталась запретить себе свои импульсы (теперь такая рана, съесть ничего нельзя; если не справлюсь, то я ...).
Но при утрате контроля психике нет дела до ваших ран и других внешних причин.
Она решает свои внутренние проблемы, а именно - облегчение состояния некоторого внутреннего "зудения", как смесь тревоги, напряжения и недовольства собой, часто говорится о чувстве, что я стал каким-то не таким, каким должен быть (плохим), и это нужно срочно поправить, а поправить невозможно, и чувство "нетаковости" изматывает...
Только после приступа состояние ухудшается, тем самым усугубляется проблема, и человек попадает в ловушку.
Я привожу развернутое описание чувств, которые могут сопровождать компульсивное действие.
Чтобы дойти до такого описания, человеку нужно очень долго трудиться, пристально наблюдая за собой, своей психикой и позволяя себе увидеть происходящие процессы, то есть уже иметь довольно сильное доверие себе, своей психике, что при компульсиях очень сложно.
Человек наоборот, всё время в состоянии борьбы, преодоления себя, он себя почти уничтожает. Доверие? Что это такое?
Поэтому, как и всегда, призываю менять ситуации через понимание себя и очень осторожно относиться к любым жестким запретам и каким-то "универсальным" рекомендациям.
Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.