Найти тему

Первые ирландские живописцы. Ч2. Джеймс Барри — выдающийся представитель исторической живописи

Посмотрите на это самоуглублённое лицо. Задумчивый, печальный взгляд тёмных глаз, бледная кожа, припухшие губы, мешки под глазами. Художник не льстил портретируемому, но всматривался в него с бережным вниманием и, как мне кажется, внутренним беспокойством. Это автопортрет замечательного ирландского художника Джеймса Барри.

Джеймс Барри. Автопортрет 1775 г.
Джеймс Барри. Автопортрет 1775 г.

Джеймс Барри учился у Джона Баттса, и оставил о нём воспоминания. Пожалуйста, перейдите по ссылке и прочитайте, заодно полюбуйтесь на работы Баттса.

Баттс всю жизнь прожил в Ирландии, Барри же в 24 года уехал за границу, сначала во Францию, затем в Италию, где изучал искусство старых мастеров, а поселился спустя шесть лет в Англии. Родом же Джеймс Баттс был из Корка, как и его первый учитель. С детства его считали вундеркиндом, и уже в юности, до отъезда на континент, он написал несколько замечательных полотен.

Джеймс Барри был художником-романтиком, оказавшимся большое влияние на Вильяма Блейка. Барри шёл своим путём и не желал следовать указаниям покровителей, которые у него, конечно, были. Меценаты не могли принудить Барри писать то, что хотелось им. Он был настойчив, упорен, отличался силой замыслов и решимостью в их осуществлении. Словом, настоящий ирландец, даром что большую часть жизнь провёл в Лондоне и писал, в основном, полотна на исторические и мифологические темы.

"Искушение Адама", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства
"Искушение Адама", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства
"Отдых в Египте", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства.
"Отдых в Египте", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства.
"Святое Семейство", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства.
"Святое Семейство", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства.
Юпитер и Юнона на горе Ида. Деталь. Художник Джеймс Барри. Художественная галерея Шеффилда
Юпитер и Юнона на горе Ида. Деталь. Художник Джеймс Барри. Художественная галерея Шеффилда

"Король Лир плачет над мёртвым телом Корделии", художник Джеймс Барри
"Король Лир плачет над мёртвым телом Корделии", художник Джеймс Барри
"Темза или Триумф мореплавания", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства
"Темза или Триумф мореплавания", художник Джеймс Барри. Йельский центр британского искусства

В 1774 году Барри предложил украсить Большой зал Королевского общества искусств серией грандиозных исторических картин под названием «Прогресс человеческой культуры». Сначала его идея была отвергнута, но через несколько лет принята. Его серия из шести картин характеризуется как «запоздалый великий ответ Великобритании Сикстинской капелле». Члены Общества были удовлетворены результатом и наградили Барри двумя персональными выставками, золотой медалью и некоторым количеством гиней.

Увы, затем за собственное мнение и строптивость художник был исключён из членов Королевской Академии художеств. В течение двадцати лет он завершил только четыре крупных полотна и ни одно из них не было продано при его жизни. За три года до смерти Джеймс Барри заболел и жил в нищете. Умер он в 1806 году в возрасте шестидесяти четырёх лет.

Детская сцена. Художник Джеймс Барри.
Детская сцена. Художник Джеймс Барри.
"Орфей, обучающий древних людей теологии и искусствам", художник Джеймс Барри
"Орфей, обучающий древних людей теологии и искусствам", художник Джеймс Барри
Портрет политического деятеля Эдмунда Бёрка, художник Джеймс Барри
Портрет политического деятеля Эдмунда Бёрка, художник Джеймс Барри
"Воспитание Ахилла", художник Джеймс Барри
"Воспитание Ахилла", художник Джеймс Барри
"Крещение короля Кашела святым Патриком", художник Джеймс Барри
"Крещение короля Кашела святым Патриком", художник Джеймс Барри

Посмотрите на это лицо. Те же внимательные глаза, но взгляд другой. Он такой же беспокойный, но обращён не внутрь, а к нам, сегодняшим, вглядывающимся в этой лицо спустя столетия. Взгляд просящий, даже молящий. И какая-то беззащитность позы, художник пишет себя под пятой некоего титана древности, удерживая своё полотно, которое и щит, защищающий от мира и зеркало мира.

Автопортрет художника, 1803 г. Национальная галерея Ирландии
Автопортрет художника, 1803 г. Национальная галерея Ирландии

Путеводитель по каналу "Любовь моя — Ирландия"