Найти в Дзене

Скачайте ноты и фонограмму простой, но красивой пьески для начинающих пианистов.

В этой пьесе мы соединяем на легато все пять пальцев. Ссылка на скачивание в конце статьи.

Казалось бы, что может быть проще, чем сыграть до-ре-ми-фа-соль всеми пальцами по порядку? Но нет! Обычные поступенные пассажи, даже без подкладывания и перекладывания пальцев представляют собой серьёзную техническую трудность для начинающих, особенно при игре на легато. Даже аккорды и арпеджио сыграть в техническом плане значительно проще, чем качественно исполнить это пресловутое до-ре-ми-фа-соль.

-2

Причин несколько. Это, конечно же, различная степень силы и самостоятельности разных пальцев, неодинаковость их длины, вследствие чего происходит потеря перемещающейся опоры в относительно длинном для начинающего ученика пятиступенном пассаже. То есть, если на каком-то пальце опора теряется, то происходит зажим, и рука в значительной степени теряет эластичность. И, кроме того, пять ступеней подряд – это много для начинающего пианиста. Поэтому нужно всё качественно настроить в руке и очень-очень крепко отработать.

-3

Пять ступеней - это максимальное количество звуков подряд в одном направлении, которое может сыграть наша рука без подкладывания и перекладывания. Разумеется, это обусловлено нашей физиологией. Мы часто недооцениваем трудность этой задачи, и не уделяем должного внимания её проработке. А между тем, чтобы сыграть этот простенький пассаж, нужно хорошо подготовиться. При обучении игре легато мы сначала соединяем только по два звука разными парами пальцев – отрабатываем до состояния удобства, пластичности и подвижного темпа. Затем соединяем три звука – в коротких арпеджио на трезвучии с передачей из одной руки в другую – учимся перемещать опору с одного пальца на другой, привыкаем к тому, что пальцы не одинаковы по своей силе, длине и положению. И лишь потом соединяем пять пальцев подряд. Никогда не пытайтесь игнорировать это правило. Без умения хорошо и свободно соединить два звука, без технической (!) проработки этого навыка, качественно соединить пять пальцев на легато не получится, даже и не надейтесь! Особенно, если вы занимаетесь самостоятельно и учитесь играть по самоучителям и видео урокам – наберитесь терпения, не торопитесь в этом, и вы сэкономите колоссальное количество времени в будущем.

-4

Одной из типичных трудностей исполнения пятипальцевых пассажей является сложность игры четвёртым пальцем. Эта особенность наших рук существенно даёт о себе знать чуть позже, при усложнении материала в трудных пассажах. На первых же порах, при игре в медленных темпах, некую зависимость и несамостоятельность четвёртого пальца можно и не заметить. Но в пятипальцевых пассажах она предстаёт перед нами во всей красе, хотя и проявляется в различной степени у разных детей.

-5

На этапе соединения пяти пальцев легато ученик нередко на четвёртом пальце теряет опорность. Поэтому одна из важных задач этого этапа проследить, чтобы этого не происходило. Это важно. Важно обратить это внимание с самого начала.

В ближайшем будущем я планирую записать видео о работе с четвёртым пальцем на самых начальных этапах. Рассказать о некоторых простых и действенных приёмах.

В данной пьесе-упражнении в первой половине усилена нагрузка на четвёртый палец, а во второй – нужно исполнить пятиступенный пассаж. Пьеса не быстрая, и можно всё качественно отработать. В зависимости от возможностей ученика и от учебных задач пьесу можно играть одной рукой (без аккордов), либо заменить аккорды терциями или одиночными звуками. Если же решите работать с аккордами, то обратите внимание на то, что аккорды даны в двух вариантах: только при смене гармонии и ровными половинными. Второй вариант несомненно потребует от ученика большего умения. Выбор варианта зависит от того, какую задачу ставит педагог. Если не решена задача с мелодическим голосом (то, о чём мы говорили выше, а именно опорность 4 пальца и ровность пятипальцевого пассажа), то дополнительная трудность в соединении и динамической дифференциации двух рук может помешать качественной работе над мелодией. Но конечно, среднему ученику вполне по силам освоить и то, и другое. Ну и три темповых варианта предлагают поиграть в чисто кантиленном варианте, медленном, с пропеванием каждого звука, либо в более подвижном, но тоже имеющим певучий, глубокий звук.

-6

Подобные упражнения нам очень нужны, но проблема в том, что они слишком примитивно звучат. То же можно сказать практически обо всех конструктивных этюдах для начинающих. А между тем именно выразительное, глубокое по звучанию исполнение даёт максимальную пользу для техники, для развития пианизма и вообще для развития юного музыканта. В данном случае нам поможет фонограмма – она самым естественным образом настроит именно на выразительное исполнение.

Вот ссылка на скачивание нот и фонограмм в вариантах «плюс» (как в видео) и «минус» (только аккомпанемент):
https://drive.google.com/drive/folders/1Cuy1HZ5ZeWDWhV2lLbDJtPsYGlZpC3xM?usp=sharing