28 марта 1973-го состоялся релиз «Houses of the Holy» – пятого по счёту и первого, получившего название, студийного альбома Led Zeppelin. Также релиз станет последним для квартета на Atlantic Records; уже в следующем году «цеппелины» организуют собственный лейбл Swan Song.
Запись проходила с декабря 1971-го по август 1972-го – сначала в мобильной студии Rolling Stones, которую музыканты разместили в поместье Мика Джаггера Старгроувз, а затем в лондонских Island и Olympic. Продюсером обозначен Джимми Пейдж, однако немалую роль сыграл маститый британский звукорежиссёр Эдди Крамер, известный по работе со множеством звёзд, среди которых The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, Kiss, Whitesnake, Дэвид Боуи, Джими Хендрикс, Джо Кокер, Эрик Клэптон и Карлос Сантана.
Лид-синглом вышла «Over the Hills and Far Away», написанная Пейджем и Плантом ещё в 1970-м; первоначальным названием песни было «Many, Many Times». Журналисты назовут песню «скучной» и «…похожей на «Stairway To Heaven», однако с годами критики начнут восхвалять «…незабываемый вступительный рифф и жизнеутверждающий переход от акустики к электрическому саунду». Сингл относительно скромно (по меркам Led Zeppelin) выступит в чартах, но всё же доберётся до 51-го места в US Billboard Hot 100 и 28-го в US Cash Box Top Singles.
Название второго сингла «D'yer Mak'er» – слово «Ямайка», произнесённое с английским акцентом. Идея смешения регги и ду-воп 50-х возникла из импровизации Бонэма во время сессии; эффект звука его барабанов был достигнут путём отнесения микрофонов на приличное расстояние. Песня, как и фанк-эксперимент в духе Джорджа Брауна «The Crunge», вызовет недоумение у фанатов и критиков. Пейдж был удивлён негативной реакцией, а Джон Пол Джонс, по его словам, считал эти записи шуткой. Так или иначе, сингл успешно выступит в мировых чартах, добравшись до 16-места в US Cash Box и 15-го в US Record World, а также замкнув «двадцатку» US Billboard Hot 100 и Новой Зеландии.
Открывающий трек «The Song Remains The Same» изначально был инструментальной пьесой Пейджа и назывался «The Overture»; Плант написал текст под впечатлением от очередного тура.
«The Rain Song» Джимми написал в своей домашней студии, реагируя на замечание Джорджа Харрисона: «…Led Zeppelin не сочиняют баллад». Песня станет постоянным концертным номером группы.
Оптимистичная «Dancing Days» навеяна прекрасными воспоминаниями о сессиях в Старгроувз; «No Quarter» изначально предназначалась для четвёртого альбома, но была отвергнута. Джон Пол переработал песню, и она станет не только концертной «коронкой» группы, но и даст название альбому Пейджа и Планта 1994 года. В «The Ocean» Плант имеет в виду свою дочь Кармен.
Обложка вдохновлена романом фантаста Артура Кларка «Конец детства» и выполнена студией Hipgnosis. Съёмки прошли в Северной Ирландии на Плотине Гигантов; детей участвовало всего двое – Стивен и Саманта Гейтс.
Невзирая на скепсис критиков, пластинка войдёт в «десятку» в Испании, Дании и ФРГ; в «пятёрку» в Италии, Нидерландах, Норвегии, Швеции; замкнёт «тройку» в Австрии, Франции, Японии; займёт второе место в Финляндии; возглавит чарты Австралии и Канады, UK Albums и US Billboard 200. «Houses of the Holy» станет золотым в Аргентине, Испании, ФРГ; дважды золотым во Франции; платиновым в Великобритании; одиннадцатикратно платиновым в США.
Альбом включён в рейтинги Classic Rock, Зала Славы рок-н-ролла и Rolling Stone (278-е место среди «500 величайших» в 2020-м), и удостоен множества других наград.