Часть 2.2
Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 1; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 2.1
Теперь возвратимся к теме Ноя и потопа. Что было после потопа?
У Ноя, как мы уже знаем, было три сына: Сим, Хам, Иафет. Также была жена и жены сыновей. Это все люди, которые спаслись от потопа. И у сыновей родились свои дети. И всё, казалось бы, было хорошо, но потом произошло такое событие: Ной насадил виноградник, выпил забродившего сока и опьянел. Лежал в своем шатре в неприглядном виде. Это место толкуют, как первое упоминание о вине в Священном Писании. Возможно, это было вообще первое появление вина. Может быть, Ной и не знал тогда, какие свойства у него есть, поэтому вино так на него подействовало.
Это увидел его сын Хам, который мало того, что увидел, еще пошел и рассказал своим братьям об этом. И рассказал явно с издевкой, усмешкой, с каким-то таким негативным отношением. Что сделали Сим и Иафет? Они положили одежду на свои плечи, вошли спиной вперед в шатер, подошли к тому месту, где лежал Ной, накрыли таким образом отца и вышли, не оборачиваясь.
А Ной, когда проспался от своего вина, узнал всё, что произошло. Наверное, он воскорбел в своем сердце и сказал о том, что проклят Ханаан. Ханаан ― сын Хама. Почему Ной так сказал?
Дело в том, что когда и сам Ной, и его сыновья, и их жены выходили из ковчега, Господь их всех благословил. И не мог Ной проклясть того, кого благословил Господь. Но видимо в его сыне, Хаме, присутствовали нехорошие черты, его душа была такой, почему имя его и стало нарицательным. Хамским поступком сейчас понятно, что называют. И это же духовное и душевное устроение передалось Ханаану. Ной это тоже прекрасно знал. Именно поэтому сказал не столько в качестве наказания, мол, раз ты так сделал, то проклят твой сын, мой внук за твои поступки, сколько как констатацию факта, что раз вот такое у вас есть в душе, то так с вами будет и с вашим потомством, вот так сложится ваша судьба. И предсказал, что будет в дальнейшем. На Сима и Иафета будет благословение, они будут распространены, будут иметь большие наделы земли, большое имущество, и Ханаан будет служить им. То есть он как бы будет в рабстве у них.
А теперь, давайте обратимся к тексту тропарей третьей песни канона Андрея Критского.
«При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследствовав осуждение, в потопе погружения».
В этом тропаре говорится о том, что я подражал жизни тех, кто при Ное жил блудно, развратно, греховно.
«Онех наследствовав осуждение», то есть и их наследовав осуждение, их Господь осудил на смерть в потопе, и я тоже под это же осуждение попадаю, потому что проводил такую же жизнь, как они.
«Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися».
«Срама не покрыла еси искренняго». Искренний ― это ближний мой. Имеется в виду не мои родители, а вообще люди, которые меня окружают. Какого же я их срама не покрыл, а подобно Хаму поступил? Не покрыл их собственные слабости, немощи, грехи и пороки. Они, может быть, в чем-то немощны, но я не смолчал, а пошел и рассказал. Еще и посмеялся над ними, упрекнул. Чем это не хамский поступок?
И вот, моя душа, мы с тобой подражали Хаму отцеубийце. Конечно, он не убивал своего отца физически, но он в себе убил дух Ноя. Ной был человеком благочестивым, верующим, богобоязненным, целомудренным, несмотря на то происшествие. Ну, с кем не бывает? Ну, выпил человек лишнего. Но он был очень благочестивым человеком, а Хам в себе это благочестие убил, поэтому назван отцеубийцей.
«Хама онаго» ― того самого Хама.
«Душе, отцеубийца подражавши» ― подражала ему, «срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися». Возвратившись ― это как Сим и Иафет: зашли спиной вперед, скинули одежду на Ноя и вышли, не оборачиваясь. И мы тоже должны по отношению к ближним своим так поступать. Не разглядывать их немощи, грехи, пороки, не исследовать их, да еще и выносить это на суд других людей, а прикрыть их наготу, их немощь.
«Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафет имела еси на земли оставления».
Ты не унаследовала, как Сим, благословения и Божия, и Ноя. «Ни пространное одержание» ― пространные владения. У Иафета были большие имения, он и его потомки селились в шатрах Симовых. Так вот, он имел такое пространственное владение землей и имел на земле оставление, успокоение, которого ты, душа моя, не наследовала.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.