Найти тему
Республика Татарстан

Фешин и его музы языком медиаарта

В Казани, в Галерее современного искусства прошла экспериментальная постановка «Фешин. Музы». О трагической судьбе нашего земляка рассказали посредством современных информационных технологий.

Символично, что этот проект-эксперимент был приурочен ко Всемирному дню театра. Ведь он сейчас, в поисках новых форм, – такой разный: классический, иммерсивный, синтетический. Создатели назвали своё детище «интерактивным медиаперфомансом» - в нём актёрская игра сочетается с видеофрагментами, 3D-медиаинстялляциями, разработанными искусственным интеллектом, кадрами кинохроники, живой музыкой и цитатами из дневников самого Николая Фешина. И всё это - в обрамлении полотен, пожалуй, самого недооцененного на родине художника.

Нужно отдать дань создателям, каждая составляющая перфоманса усиливала эффект, помогала глубже раскрыть личность нашего земляка, одного из основателей Казанского художественного училища, ныне носящего его имя.

Ещё один сюрприз – авторы и участники спектакля. Сценарист и руководитель проекта - известный журналист, а ныне профессор КФУ Юлия Андреева, режиссёр – Андрей Белозёров, запомнившийся широкому зрителю по фильмам «Лёд», «Левиафан», «Тонкая грань», «Екатерина. Взлёт» и другим. В постановке участвовали студенты и преподаватели Высшей школы журналистики КФУ, студенческого телевидения «Универ ТВ» и Казанской государственной консерватории.

О Николае Фешине мало знают и пишут у нас в стране, потому что его талант раскрылся не на родине. В 1923 году, спасаясь от голода и последствий революции, он уехал из России в США. Там он прожил 32 года, стал популярен, всемирно признан, и американцы считают его «своим» художником. Тем не менее, прах импрессиониста покоится на Арском кладбище Казани – его перевезла сюда дочь Фешина, Ия.

Постановка «Фешин. Музы» - это отчасти просветительский проект, который через узловые моменты биографии живописца, ученика Репина, уверена, побудит зрителей больше узнать о его жизни и творчестве. В основе повествования – то, что повлияло на судьбу и талант художника: клиническая смерть в детстве, сложные отношения с матерью, эмиграция, трагическая любовь, закончившаяся расставанием, воспитание единственной дочери, оставшейся с ним. И всё это – через призму его удивительных картин: лёгких, светлых, многослойных. Видеоряд в постановке – очень яркий, благодаря ему всё повествование становится динамичным и современным.

-2

Авторы оставляют зрителю простор для размышлений на темы жизненного предназначения, ответственности таланта, судьбы и воли, любви и измены. А встречающиеся в тексте, такие привычные нашему уху топонимы – Казань, Аркатово, речка Иинка – делают эти размышления не вымученной абстракцией, а дают понимание, что всё это переживает живой человек, связанный с нами местом рождения, духом, культурой, языком.

Конечно, в тридцатиминутный спектакль невозможно утрамбовать все перипетии непростой судьбы Фешина, но всё, что подходит под категорию «Музы», создатели в него уместили.

Интересно, что после просмотра проходило обсуждение увиденного со зрителями, и каждый находил в широких мазках авторского видения свою краску, свой фрагмент, который его тронул и отозвался в душе.

-3