17 марта исполнилось 167 лет со дня рождения великого русского художника, живописца, графика, скульптора, художника театра, монументалиста, Михаила Александровича Врубеля.
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец, Александр Врубель, служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, адмирала Григория Басаргина. Семья будущего художника часто переезжала в связи с различными назначениями его отца. Во время недолгого пребывания в Петербурге Михаил Врубель занимался в рисовальной школе Общества поощрения художников и часто бывал в Эрмитаже. Позже, окончив с золотой медалью Одесскую гимназию, он поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Ко времени его окончания он уже точно решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступил в Академию художеств, где его преподавателем стал П. П. Чистяков. Входил в Абрамцевский кружок, был членом Московского товарищества художников, «Мира искусства», членом-учредителем Союза русских художников (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884—1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), руководитель Абрамцевских керамических мастерских с 1890 года, академик Императорской Академии художеств с 1905 года.
«Врубеля раньше я не встретил лишь случайно, но помню, как говорили, что на выставке «Мира искусства» в 1902 г. он, выставив своего знаменитого «Поверженного Демона», продолжал работать над ним даже при публике и испортил — один момент эта картина, говорят, была несказанной красоты. Он появился снова в 1905 г. — у него был тогда lucidum intervallum *, и в этот период он много работал. При встрече с ним, так же как это было при первом знакомстве с Бенуа, я был удивлен несоответствием его внешности с его искусством — «демоническим» и необычайно сильным: я увидел человека небольшого роста, узкоплечего, довольно хилого, «джентльмена» по всем своим манерам, тихого и корректного. Он носил довольно длинные усы, и я заметил — имел недостаток переднего зуба, что его, по-видимому, стесняло. Однажды я навестил его (по поводу заказа ему Дягилевым обложки для программы открывшейся Портретной выставки). Окна его квартиры выходили в узкий и темный переулок около консерватории. Я удивился, как он мог создавать тут такие изумительные по цвету вещи, как его «Раковины». Я застал его за работой над одной из них. Его маленький рабочий столик возле окна, куда доходил скудный петербургский свет, был весь завален кусочками пастели, тюбиками акварели и окурками папирос, которые он курил, не переставая. На уголке этого стола он и работал, кропотливо, как ювелир, мешал и пастель, и акварель и вклеивал еще кусочки бумаги, чтобы добиться нужного эффекта яркой краски».
M. В. Добужинский. Воспоминания.
167 лет со дня рождения М. А. Врубеля
27 марта 202327 мар 2023
275
2 мин