Сегодняшнюю статью я пишу с лёгкой руки автора канала "С книгой в обнимку". Три дня назад на канале появилась статья "Шутка мецената": грустный юмористический роман Аркадия Аверченко. И читателям предлагалось поразмышлять о том, действительно ли герой по имени Куколка так наивен, или он всё же не так прост, как кажется. И произведение, и вопрос меня заинтересовали. Конечно, я отправилась читать роман, который по объёму совсем невелик.
Быстро прочитать не получилось, потому что произведение не только очень интересное, но и побуждает о многом поразмышлять. Даже дочитав вчера последнюю главу, я поняла, что не смогу с ходу написать о своих впечатлениях. Надо "Шутку Мецената" прожить.
За то время, что я размышляла над романом, я успела прочитать краткую биографию Аркадия Аверченко, небольшую статью-исследование о прообразах героев "Шутки Мецената" и даже письмо Аверченко к Ленину.
Очень коротко, о чём роман. Компания из четырёх человек: Меценат и его приятели, которым он покровительствует: поэт Мотылёк, журналист Кузя и студент Новакович, он же Телохранитель, от скуки решили подшутить над провинциальным юношей, которого окрестили Куколкой. Считая его бездарным поэтом, Меценат и его приспешники (Аверченко их называет "клевреты") восхваляют его стихи, пишут в газетах хвалебные отзывы о его творчестве и ждут, что поверив их восторженным словам, юноша будет мнить себя великим поэтом, обнародует свои стихи, и тогда все увидят, что он глуп и бездарен. И тогда шутники посмеются от души. Но для них это выходит боком.
Что в итоге я думаю о Куколке?
Сначала мне казалось, что это наивный простачок с большим самомнением. Я ему сочувствовала из-за того, что над ним так зло шутят, но я его не уважала. Мне казалось, что его успехи - это результат "пиара" и удачного стечения обстоятельств. А стало быть, появится ещё один обласканный бездарный поэт и сколько -то просуществует, пока интерес к нему не охладеет. Однако одна его реплика в самом конце заставила меня задуматься.
— Я-то я… Но, спросите, когда? Это старый грех. Мне тогда было лет шестнадцать. Когда Новакович попросил меня прочесть в кафе тогда при первом знакомстве все мои стихи, я и стал читать их в хронологическом порядке. А он вдруг на этой самой несовершенной «старушке» неожиданно пришел в восторг, схватил меня за руку и потащил к Меценату. Да… дом Мецената принес мне счастье, друзья!
Получается, Куколка прекрасно видит разницу между первым стихом о "старушке в избушке" и тем, что он пишет сейчас, и понимает, что с тех пор его стихи стали лучше. Поэтому, возможно, стихи хорошие, не великие и гениальные, но хорошие. Мне кажется, что раньше в его жизни были те, кто хвалил его творчество, отчего-то у Куколки появилась мысль ехать в Петербург.
Дальше, не он навязался со стихами к Меценату. Его притащил Новакович, который даже не расспросил Куколку как следует. А Меценат, в свою очередь, и его сотоварищи, сделали вывод о таланте Куколки на основании одного!, как впоследствии выяснилось, стиха, так называемой, пробы пера. Куколка же видел в похвалах исключительно доброту новых приятелей и готовность поддержать начинающего поэта. Сам не способный на подлость, он не предполагал этой подлости в других.
Мне кажется, что Куколка не так бездарен, как о нём думали, и это проявилось и в его способности выполнять работу секретаря, и в способности договориться о печати стихотворения Мотылька, и в том, что его нынешние стихи будут изданы. Добавьте к этому почтительную манеру поведения и доброжелательность к окружающим. Но в отличие от Кузи, который при знакомстве с Меценатом, специально притворился плохо играющим в шахматы, Куколка специально не скрывал свои способности. Просто никому из нашей четвёрки не пришло в голову узнать его, как следует. Для них Куколка был лишь игрушкой.
Правду говорят, что каждый видит то, что хочет видеть. Меценат и его клевреты, решили, что юноша глупенький простачок, поэтому не увидели его достоинств. А женщины, которым его представили, как замечательного поэта, старались разглядеть в нём талант и, получается, разглядели. Значит, какие-то способности у Куколки были. А ещё мне понравилось, как он сказал, что постарается не подвести своих друзей. Опять же герою это в плюс: он понимает, что успех, который ему обеспечили новые "друзья" - это аванс и нужно работать, чтобы удержаться на этом уровне.
И теперь я думаю, что успех Куколки - это не только "пиар" и "везение", но и наличие способностей и готовность трудиться. Ведь, в конце концов, он не стал нахлебником Мецената. Даже более того, пытался оказать ответную услугу Мотыльку. Конечно, Меценат способствовал быстрому взлёту юноши. Это лишний раз подтверждает, что с поддержкой сильных талант быстрее пробьётся. И сегодня начинающим авторам гораздо проще, если есть покровитель и грамотный пиар - менеджер.
Меценат и его клевреты
Если говорить о компании шутников, то при всех их некрасивых качествах и общем злом замысле с шуткой, моё отношение к ним разное.
Мне не симпатичен Меценат, его неудача - это только результат его поведения, в том числе по отношению к жене.
А вот Телохранителя мне искренне жаль. И я не согласна, что он наглый. Грубоватый и сероватый, да. Но его чувства к Яблоньке искренние. Об этом говорит и случай с цветами, и то, как он убирает комнату Мецената.
Кузя неприятен, он непорядочен, обманывает даже своих. Нечуткий к чужому горю.
А вот Мотылёк, хотя он циничен и нагл, у меня тоже вызвал жалость после того, как произнёс свой "злой монолог". В его желании опозорить Куколку не только зависть, но и сильная боль от того, что его поэзия никому не нужна. Мы не знаем, какие стихи пишет Мотылёк, хорошие или плохие. Кстати редактор, который отказывает их печатать, говорит не об их качестве, а об их большом размере. А после вмешательства Куколки соглашается их напечатать. Но для Мотылька это унизительно, что за него заступается тот, кого он считает бездарем. И вновь мы возвращаемся к тому, что иногда нужны не только способности, но и банальные связи.
За образом Мотылька я лично вижу самого Аркадия Аверченко, который возможно, испытывал то же, что и Мотылёк. Он был успешным востребованным писателем, но после революции, которую не принял, оказался не нужен новой власти, и творчество его тоже стало не нужным. Зато появились другие поэты и писатели, которые пришлись по душе новому государству. В своих послереволюционных произведениях Аверченко, иногда достаточно зло, высмеивает новые порядки. Но за этим всё равно проступает боль. Трагедия очень талантливого человека.
Сегодня на канале "С книгой в обнимку" появилась ещё одна статья о творчестве Аркадия Аверченко. Оказывается, сегодня, 27 марта, день его рождения. Из статьи "ТОП-10 рассказов Аркадия Аверченко к Дню его рождения" я узнала о других потрясающих произведениях Аркадия Аверченко, написанными в более благоприятный период его творчества. За что я очень благодарна автору канала.
В заключении, несколько слов о моём личном знакомстве с творчеством этого автора. В 1992 году я поступила в институт, и преподаватель литературы с восторгом отзывалась о книге Аркадия Аверченко "Дюжина ножей в спину революции". Я тогда книгу купила и прочитала. Мне понравилось, как пишет автор, хотя не со всем я была согласна. Если будет интересно, то могу сделать обзор на этот сборник: что затронуло и с чем согласна, а с чем нет.
Есть, что добавить, возразить или обсудить, не стесняйтесь, пишите в комментариях.