Дорогие друзья! Я попытался рассмотреть, как восточные философии отвечают на вечные вопросы о смысле жизни, нашей истинной природе и том, что нас ждет после смерти. Эти фундаментальные вопросы задавались заданы задолго до нас. Восточные традиции буддизма, индуизма и даосизма предлагают глубокое понимание природы нашего "я", смысла жизни и того, что ждет нас после смерти. В этой статье мы погрузимся в мудрость этих древних философий, чтобы найти ответы на эти экзистенциальные вопросы. Наше путешествие начинается с понимания основных концепций индуизма, буддизма и даосизма, и того, как они рассматривают человеческую жизнь.
Даосизм, древняя китайская философия, предлагает глубокое понимание природы личности, смысла жизни и того, что лежит за гранью смерти.
Кто мы есть в действительности?
Кто есть «я» Ведический взгляд
В индуизме, основанному на Ведах, понятие "я" неразрывно связано с понятием Атмана. Атман представляет собой истинную сущность человека или его внутреннее "я" (дух), которое является вечным, неизменным и божественным. Атман тождественен Брахману - вездесущему и вечному духу – конечной реальностью или космическим сознанием вселенной. В глубине души мы - едины со всем сущим.
Индуистские писания учат, что осознание единства Атмана и Брахмана является конечной целью человеческой жизни. Можно сказать, что Атман – это индивидуальное «я», а Брахман – это коллективное духовное начало.
Вы - это движущее вами ваше глубинное желание.
Каково ваше желание, такова ваша воля.
Какова ваша воля, таковы ваши действия.
Каковы ваши действия, такова ваша судьба...
Брихадараньяка Упанишада IV.4.5
Кто есть «я» с позиции буддизма
В буддизме говорится, что «я» - это иллюзия, выдуманная нашим умом, что наше истинное «Я» - это чистое сознание, пребывающее за пределами ума и мыслей. Буддизм, утверждает понятие «Ана́тман» или «не «Я»» («не самость» или «не атаман»).
Согласно буддийским учениям, в основе нашего существования нет постоянной, неизменной сущности, а «я» - это иллюзия, постоянно меняющийся конгломерат психических и физических явлений. Буддизм утверждает, что не существует статичного «я», есть лишь поток процессов и постоянно меняющихся явлений.
Путь к просветлению включает в себя преодоление привязанности к этому ложному чувству "я". Наше эго, привязанности и идентификации - это иллюзия. Постигнув это, мы обретаем освобождение от страданий и цикла перерождений.
Кто есть «я»: Даосский взгляд на себя
В даосизме понятие "я" также подвижно и постоянно меняется. Дао, или Путь, - это конечная реальность и источник всего сущего, включая наше индивидуальное "я".
Даосский мудрец Лао Цзы писал в "Дао дэ цзин":
Дао, о котором можно сказать словами, не есть истинное Дао,
Имя, которым его можно назвать, не есть истинное Имя.
Что не имеет имени – является началом Неба и Земли,
Что наделяет именем – является матерью всех вещей.
Неизреченное пребывает в вечности,
Его проявление пребывает во времени.
Неизреченное и его проявление имеют один исток:
их различает только Имя.
Будучи тождественными, они равно непостижимы.
Но следуя от одного непостижимого к другому
можно достичь ворот ко всему недоступному. (Глава 1)
Наша истинная природа, согласно даосизму, заключается в единстве с Дао. Однако наши мысли и привязанности часто заслоняют присущую нам связь с Дао. Чтобы по-настоящему познать себя, мы должны отпустить эти привязанности, успокоить свой ум и принять естественное течение жизни.
В чем смысл нашего существования? Смысл жизни согласно восточной философии
Смысл жизни в индуизме
Индуизм утверждает, что смысл жизни человека – это исполнение своей дхармы (предназначения), слияние индивидуального «я» с Брахманом. Индуисты верят в реинкарнацию, что после смерти душа перерождается в новом теле. Конечной же целью жизни является достижение Мокши - освобождения от цикла рождения, смерти и перерождения, известного как Самсара. Таким образом: наша предназначение - осознать единство со Вселенной, постичь истину и слиться с Брахманом. Тогда мы и обретаем мокшу - освобождение от перерождений. Это освобождение может быть достигнуто различными путями, такими как Карма-йога (путь бескорыстных действий), Бхакти-йога (путь преданности), Джнана-йога (путь знания) и Раджа-йога (путь медитации). Следуя этим путям, человек может постепенно очистить свою карму и в конечном итоге осознать свою истинную, божественную природу.
Смысл жизни согласно буддизму
Смысл жизни в буддизме состоит в духовном пробуждении, преодолении иллюзий и достижении Нирваны (прекращения страданий и окончание цикла перерождений).
Согласно учению Будды, источником страдания являются желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — нирваны — состояния полного отсутствия желаний, а значит и отсутствия страдания. Осознав свою не-реальность, все крайности, желания и привязанности растворяются, и вы воспринимаете жизнь и смерть одинаково.
Путь к Нирване изложен в Благородном восьмеричном пути, который состоит из правильного взгляда, правильного намерения, правильной речи, правильного действия, правильных средств к существованию, правильного усилия, правильного мышления и правильного сосредоточения. Придерживаясь этих принципов, практикуя осознанность и медитацию, человек может достичь просветления и освободиться от круговорота сансары.
Таким образом, согласно буддизму, основная цель человеческой жизни – это преодолеть страдание, достичь просветления и выйти из круговорота сансары.
Смысл жизни в даосизме: Воплощение Дао
В даосизме смысл жизни - это не абстрактная концепция или единая конечная цель. Напротив, речь идет о том, чтобы привести себя в соответствие с Дао и жить в гармонии с миром природы. Дао дэ цзин советует:
"Уступи и преодолей; согни и выпрямись; опустоши и наполнись; износись и обновись; имей мало и приобрети". (Глава 22)
Чтобы жить в соответствии с Дао, мы должны культивировать такие качества, как смирение, простота и приспособляемость. Поступая таким образом, мы достигаем состояния внутреннего покоя и гармонии с окружающим миром. Это приводит к жизни в равновесии, самореализации и истинному пониманию своего предназначения во Вселенной.
Что будет после смерти
Что за гранью смерти с позиции индуизма
Индуизм учит, что после смерти душа (Джива), покидает тело и входит в новое в соответствии со своей Кармой. Характер следующей жизни определяется накопленными действиями, мыслями и намерениями человека на протяжении всей его жизни. Цикл рождения, смерти и перерождения продолжается до тех пор, пока душа не достигнет Мокши и не станет единой с Брахманом.
Душа продолжает рождаться вновь и вновь до освобождения. Она - вечна, бессмертна и перевоплощается, чтобы жить новые жизни, реализовывать свою карму и развиваться. Освобождение - это возвращение и единение с Брахманом.
Что нас ожидает после смерти согласно буддизму
В буддизме концепция перерождения занимает центральное место в понимании загробной жизни. После смерти наше сознание перерождается в новом теле. Как и в индуизме, действия и намерения человека определяют характер его будущего существования. Однако, поскольку не существует постоянного "я", перерождается не один и тот же человек, а ряд взаимосвязанных психических и физических явлений. Цикл перерождений продолжается до тех пор, пока человек не достигнет Нирваны и не перестанет испытывать страдания, присущие сансаре.
Жизнь после смерти: Даосский взгляд на загробную жизнь
Даосизм придерживается целостного взгляда на жизнь и смерть, рассматривая их как взаимодополняющие аспекты существования. Смерть - это не конец; скорее, это еще одна фаза в вечном цикле Дао. В "Чжуанцзы", одном из важнейших даосских текстов, говорится
"Рождение - это не начало; смерть - это не конец. Есть существование без ограничений; есть непрерывность без точки отсчета". (Глава 2)
Даосский взгляд на загробную жизнь не сосредоточен на конкретном рае или аде. Вместо этого он рассматривает непрерывную трансформацию энергии и взаимосвязь всех вещей. Наша истинная сущность, как часть Дао, продолжает существовать в различных формах, подобно тому, как вода испаряется и возвращается на землю в виде дождя.
Древние мудрецы показывают нам, что жизнь и смерть – единое целое. Заметив истинную природу мира, мы можем преодолеть страх и открыть сердце, получая опыт истинного бытия.
Использование восточной мудрости для личностного роста
Изучая восточные учения, мы можем получить ценные знания о нашей истинной природе, смысле жизни и нашем конечном предназначении. Принятие мудрости этих древних традиций может вдохновить нас на путь самопознания и духовного роста. Приняв изменчивость своего "я" и признавая вечный цикл существования, мы можем достичь внутреннего покоя, гармонии и более глубокого понимания тайн жизни.
Восточная мудрость может помочь вам найти баланс и жить в гармонии с миром природы и своим истинным "я". Индуизм, буддизм и даосизм стремятся к раскрытию внутреннего потенциала и достижению гармонии с миром.
В индуизме, центральной концепцией является карма, которая определяет нашу судьбу и следующую жизнь. Однако, индусы верят, что через обретение знаний, медитацию и совершение добрых дел, мы можем достичь освобождения от кармы. Буддизм, основанный на учениях Будды, уделяет внимание освобождению от страданий и достижению просветления. Согласно буддистским учениям, просветление можно достичь через практику медитации, осознанность и понимание нашей природы. В даосизме, Дао является центральной концепцией, которая описывает естественный порядок вещей и вселенной. Через практику даосских учений, мы можем достичь гармонии с Дао и обрести внутренний покой и мудрость.
Все эти традиции предоставляют ценные уроки для нашего личностного роста и духовного развития. Они помогают нам осознать нашу истинную природу и понять цель нашего существования.