Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) продолжает вести на нашем канале рубрику «Искусство о войне»
Как гуманитарий и адепт олдскул, ответственно заявляю – книги безусловно изменяют жизнь и судьбу читающего человека. Фактически – мы то, что прочитали – не только мы читаем книги, но и книги «читают» нас.
Но есть книги, которые влияют не только на конкретного человека, они формируют коллективное сознание целого народа. И тут сразу возникает вопрос: какая из книг создала в русском сознании такой культурный пласт? Возьму на себя ответственность утверждать, что одним из таких произведений является роман-эпопея «Война и мир» Льва Толстого.
Граф из дворянской среды, молодой боевой офицер Лев Толстой первоначально хотел написать небольшую повесть о декабристе, который вернулся после ссылки – марево западного либерализма постоянно манило русского писателя (и, в конце концов, он умер еретиком. Но помним и любим мы Льва Николаевича не за это, а за те великие книги, которые он написал.)
Потом, вспоминая историю написания своей книги, Толстой признавался, что творческая мысль его привела от настоящего времени сначала в 1825 год, в год декабристского восстания, затем время действия и вовсе сменилось на начало 19 века, на эпоху «наполеоновских войн». В итоге получился многостраничный четырёхтомный роман о Великой Отечественной войне 1812 года, а «декабристская» линия исчезла из книги, оставив в ней небольшой след.
Толстой говорил, что при написании романа на него повлияли две книги, причём обе эти книги, связанные с войной. Одна связана непосредственно, и не требует объяснения почему – это «Илиада» Гомера (о ней как-нибудь выйдет на @wargonzoya рецензия) и, как не странно, … Библия.
Библия – книга непростая, и отнюдь не про пацифизм, как многие считают (и как в позднем, «либеральном» периоде своей жизни считал Толстой). И в контексте войны тоже требует отдельной лекции. Я же только оттолкнусь от понятия «справедливая война», которое на основе Библии объяснилось христианскими богословами Августином Блаженным и Фомой Аквинским.
Война России 1812 года – это война справедливая, поэтому она и стала отечественной, народной. Поэтому мы и победили в той войне. Ведь одно из качеств русского менталитета – это стремление в справедливости, «Не в силе Бог, а в Правде» говорят в народе, и согласно Толстому, именно благодаря жажде справедливости и Божьему проведению – вспомним сцену, как проносят перед Бородинской битвой икону пред нашим войсками – благодаря им и победил народ военный гений Наполеона.
У Толстого в «Война и Мире» изумительно выписано сотни русских персонажей и характеров, которые как мозаика складываются в картину русского народа. Идеалом всего русского принято считать простого солдата Платона Каратаева, который сильно влияет на Пьера Безухова – богатого графа-интеллигента, мажора, если выражаться на современном сленге, который отправился на войну. Каратаев – символ русского, глубинного народа. Этот герой книги Толстого настолько идеален, что его было очень трудно сыграть в кино, в производных произведениях – актёру трудно играть святого, каким Каратаев в книге и является.
В противовес русской войне в романе противопоставляется гламурный мир персонажей из аристократической тусовки светского Петербурга – ничего вам не напоминает в современности?
Конечно, «Войну и мир» можно разбирать сутками, об этом романе написано, наверное, тысячи литературоведческих работ.
С художественной стороны у Толстого в книге множество шедеврально описанных сцен. У литературоведов часто вспоминается небо над Аустерлицем, которое видит князь Болконский. А мне запомнился книжный эпизод непосредственно Аустерлицкого сражения, где батарея капитана Тушина бьёт по французам и Тушин, весь в поту и грязи, в угаре битвы мнит себя великаном, раскидывающим ядра. Или когда уже во время Бородинской битвы Пьер Безухов видит, как солдату оторвало ногу, а бойцы его подначивают: «Аль не вкусна каша?». Или момент, когда тот же самый Андрей Болконский при Бородине получает уже смертельное ранение – упало ядро, и его адъютант, при его виде грохается на землю. Болконский резко говорит ему: «Встаньте, стыдно!»
И великое множество таких сцен в этом романе, это великая книга, читать и перечитывать её одно наслаждение.
Как, вы ещё не прочитали «Войну и Мир»? Думаете, что не осилите? («Встаньте, стыдно!») Хорошо, посмотрите хотя бы одноимённый фильм Сергея Бондарчука 1967 года – его можно считать кратким содержанием. За этот фильм советский режиссёр получил американского Оскара, кстати. Тогда в Голливуде давали золотые статуэтки действительно достойным фильмам.
Раньше, при жизни Толстого, книгу «Войну и мир» читали вечерами всей семьёй вслух – существовала целая культура чтения книг. А в повести Василя Быкова «Обелиск» (не обойдём в дальнейшем и его без внимания) в белорусском селе, занятом немцами, дети, которым читал их деревенский учитель «Войну и мир», идут и совершают диверсию нацистам – вот так описал другой писатель силу этой великой книги.
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521