После памятного пожара 13 июня 1850-го года, уничтожившего большинство деревянных домов и красочно описанного очевидцем – Егором Аннаевым, выгоревшее дворовое место вблизи Хлебной площади в начале улицы Дворянской недорого купила солдатская вдова А.Е. Козлова.
Вдовьей пенсии хватило на постройку крытой тесом деревянной избы на две сажени (4,33 м) во дворе. Рядом возвел одноэтажный деревянный флигель – по два окна на улицу и во двор - мещанин Федор Григорьевич Соловьев, а в 1868-му году по данным окладных книг владелицей обоих строений значилась Аграфена Ефимовна Козлова.
Тот же источник сообщает, что к 1874-му году домовладение стала более зажиточным - появились погребица и конюшня . Других строений второе поколение Козловых на семейной территории не возводило, а в 1897-м году владельцем усадьбы с двумя деревянными домиками и службами стал внук Аграфены Козловой А. И. Козлов. Каким делом самарский мещанин Антон Иванович Козлов занимался, неизвестно, но, похоже, был вполне успешен, поскольку в октябре 1911-го года оформил в городской Управе разрешение на строительство каменного двухэтажного дома по нынешнему адресу ул. Куйбышева,10.
Правда, новый дом в итоге оказался деревянным – вероятно, с включением имеющихся строений – но снаружи стены таки были обложены кирпичом и щедро декорированы. Красочное архитектурное решение фасада выполнено в стиле любимой самарским мещанством кирпичной эклектики с чертами русского стиля.
Все декоративные детали симметричного фасада выполнены в кирпичной кладке, ось симметрии акцентирована аттиковой стенкой плавных криволинейных очертаний над венчающим карнизом. Так же по оси симметрии расположен парадный вход с двумя прямоугольными дверными проемами с круглыми усеченными снизу люкарнами. Необычный входной портал оформлен тремя массивными пилястрами с прямоугольными и полуциркульными нишами-ширинками и треугольными бровками. Пилястры поддерживают антаблемент с лучковыми архивольтами, декорированными сухариками над люкарнами. Оконные проемы с прямыми клинчатыми перемычками в уровне первого этажа оформлены наличниками с плоскими рустованными лопатками, «поддерживающими» массивные сандрики с полукруглыми бровками.
Окна второго этажа оформлены наличниками с изящными рустованными круглыми полуколоннами, на которые опираются легкие раскрепованные сандрики с тремя ажурными полуциркульными кокошниками, декорированными сухариками и замковым камнем в центре. Сандрики в уровне обоих этажей образуют сплошные декоративные пояса, членящие фасад по горизонтали. Венчающий карниз так же украшен поясом сухариков, фланкируют фасад две рустованные пилястры с парапетными столбиками над карнизом.
Дополняет ансамбль примыкающая к зданию слева неширокая проездная арка трапециевидного очертания с клинчатой перемычкой на кирпичных консолях. Над перемычкой поднимается декоративная аттиковая стенка с миниатюрным перспективным порталом с поясом сухариков, увенчанным килевидным кокошником. Имя автора проекта осталось неизвестным.
Все жилые и хозяйственные помещения усадьбы сдавались в аренду. Надо сказать, на перестройке бабушкиной усадьбы А.И. Козлов не остановился – в том же 1911-м году, купив у З.К. Шиянова близлежащее усадебное место с деревянными постройками по нынешнему адресу ул. Куйбышева,14, выстроил и на нем двухэтажный каменный дом с флигелем во дворе в аналогичной стилистике.
Фасады небольшого особнячка имеют двухколерную окраску, подчеркивающую выполненный из лекального кирпича декор. Углы здания фланкированы пилястрами, рустованными в уровне второго этажа, горизонтальное членение создают подоконный, междуэтажный и венчающий карнизы. Оконные проемы с клинчатыми кирпичными перемычками во втором этаже декорированы прямыми сандриками, подоконные ниши обоих этажей украшены поребриком.
Венчают главный фасад аттиковая стенка и парапетные столбики. Запоминающиеся нестандартные детали имеются и здесь – ниши в простенках первого этажа напоминают раскрытые ставни окон. Слева к зданию так же примыкает арка ворот с фигурной аттиковой стенкой, украшенной карнизом с сухариками и прямоугольной нишей в центре.
Думается, А.И. Козлов планировал еще и приобрести усадебное место по Куйбышева,12 и объединить таким образом три участка в единую усадьбу – но Революция этим планам помешала. В 1919-м году здания были муниципализированы, съемные квартиры превратились в коммунальные. Дальнейшая судьба домовладельца и следующих поколений семьи Козловых неизвестна.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете