Найти тему

В Самару! Усадьба солдатской вдовы и ее застройка успешным внуком

После памятного пожара 13 июня 1850-го года, уничтожившего большинство деревянных домов и красочно описанного очевидцем – Егором Аннаевым, выгоревшее дворовое место вблизи Хлебной площади в начале улицы Дворянской недорого купила солдатская вдова А.Е. Козлова.

Двухчастный  парадный вход в здание включает два прямоугольных дверных проема, увенчанных окнами-люкарнами.  Вход слева ведёт на лестницу на второй этаж; справа – в жилые помещения первого этажа.
Двухчастный парадный вход в здание включает два прямоугольных дверных проема, увенчанных окнами-люкарнами. Вход слева ведёт на лестницу на второй этаж; справа – в жилые помещения первого этажа.

Вдовьей пенсии хватило на постройку крытой тесом деревянной избы на две сажени (4,33 м) во дворе. Рядом возвел одноэтажный деревянный флигель – по два окна на улицу и во двор - мещанин Федор Григорьевич Соловьев, а в 1868-му году по данным окладных книг владелицей обоих строений значилась Аграфена Ефимовна Козлова.

Частично сохранилась и первоначальная расстекловка окон второго этажа
Частично сохранилась и первоначальная расстекловка окон второго этажа

Тот же источник сообщает, что к 1874-му году домовладение стала более зажиточным - появились погребица и конюшня . Других строений второе поколение Козловых на семейной территории не возводило, а в 1897-м году владельцем усадьбы с двумя деревянными домиками и службами стал внук Аграфены Козловой А. И. Козлов. Каким делом самарский мещанин Антон Иванович Козлов занимался, неизвестно, но, похоже, был вполне успешен, поскольку в октябре 1911-го года оформил в городской Управе разрешение на строительство каменного двухэтажного дома по нынешнему адресу ул. Куйбышева,10.

 Декоративная кирпичная аттиковая стенка над аркой включает центральный прямоугольный элемент в виде миниатюрного перспективного портала с прямым антаблементом,
Декоративная кирпичная аттиковая стенка над аркой включает центральный прямоугольный элемент в виде миниатюрного перспективного портала с прямым антаблементом,

Правда, новый дом в итоге оказался деревянным – вероятно, с включением имеющихся строений – но снаружи стены таки были обложены кирпичом и щедро декорированы. Красочное архитектурное решение фасада выполнено в стиле любимой самарским мещанством кирпичной эклектики с чертами русского стиля.

Со стороны двора решили ворота не украшать
Со стороны двора решили ворота не украшать

Все декоративные детали симметричного фасада выполнены в кирпичной кладке, ось симметрии акцентирована аттиковой стенкой плавных криволинейных очертаний над венчающим карнизом. Так же по оси симметрии расположен парадный вход с двумя прямоугольными дверными проемами с круглыми усеченными снизу люкарнами. Необычный входной портал оформлен тремя массивными пилястрами с прямоугольными и полуциркульными нишами-ширинками и треугольными бровками. Пилястры поддерживают антаблемент с лучковыми архивольтами, декорированными сухариками над люкарнами. Оконные проемы с прямыми клинчатыми перемычками в уровне первого этажа оформлены наличниками с плоскими рустованными лопатками, «поддерживающими» массивные сандрики с полукруглыми бровками.

Массивные сандрики первого этажа и ажурные второго образуют горизонтальные декоративные пояса
Массивные сандрики первого этажа и ажурные второго образуют горизонтальные декоративные пояса

Окна второго этажа оформлены наличниками с изящными рустованными круглыми полуколоннами, на которые опираются легкие раскрепованные сандрики с тремя ажурными полуциркульными кокошниками, декорированными сухариками и замковым камнем в центре. Сандрики в уровне обоих этажей образуют сплошные декоративные пояса, членящие фасад по горизонтали. Венчающий карниз так же украшен поясом сухариков, фланкируют фасад две рустованные пилястры с парапетными столбиками над карнизом.

 ВходноЙ портал оформлен с фантазией - с "обрезанными" люкарнами над дверными проемами, пилястрами с фигурными нишами и бровками и зубчатыми архивольтами
ВходноЙ портал оформлен с фантазией - с "обрезанными" люкарнами над дверными проемами, пилястрами с фигурными нишами и бровками и зубчатыми архивольтами

Дополняет ансамбль примыкающая к зданию слева неширокая проездная арка трапециевидного очертания с клинчатой перемычкой на кирпичных консолях. Над перемычкой поднимается декоративная аттиковая стенка с миниатюрным перспективным порталом с поясом сухариков, увенчанным килевидным кокошником. Имя автора проекта осталось неизвестным.

-7

Все жилые и хозяйственные помещения усадьбы сдавались в аренду. Надо сказать, на перестройке бабушкиной усадьбы А.И. Козлов не остановился – в том же 1911-м году, купив у З.К. Шиянова близлежащее усадебное место с деревянными постройками по нынешнему адресу ул. Куйбышева,14, выстроил и на нем двухэтажный каменный дом с флигелем во дворе в аналогичной стилистике.

Главная "фишка" особнячка - междуоконные ниши первого этажа, напоминающие раскрытые ставни
Главная "фишка" особнячка - междуоконные ниши первого этажа, напоминающие раскрытые ставни

Фасады небольшого особнячка имеют двухколерную окраску, подчеркивающую выполненный из лекального кирпича декор. Углы здания фланкированы пилястрами, рустованными в уровне второго этажа, горизонтальное членение создают подоконный, междуэтажный и венчающий карнизы. Оконные проемы с клинчатыми кирпичными перемычками во втором этаже декорированы прямыми сандриками, подоконные ниши обоих этажей украшены поребриком.

Подоконные ниши заполнены тройным рядом поребрика
Подоконные ниши заполнены тройным рядом поребрика

Венчают главный фасад аттиковая стенка и парапетные столбики. Запоминающиеся нестандартные детали имеются и здесь – ниши в простенках первого этажа напоминают раскрытые ставни окон. Слева к зданию так же примыкает арка ворот с фигурной аттиковой стенкой, украшенной карнизом с сухариками и прямоугольной нишей в центре.

Возможно, оба здание построены по проектам одного автора
Возможно, оба здание построены по проектам одного автора

Думается, А.И. Козлов планировал еще и приобрести усадебное место по Куйбышева,12 и объединить таким образом три участка в единую усадьбу – но Революция этим планам помешала. В 1919-м году здания были муниципализированы, съемные квартиры превратились в коммунальные. Дальнейшая судьба домовладельца и следующих поколений семьи Козловых неизвестна.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете