Найти тему
Живу в Коми

В эту деревню Припечорья сначала съездила на прогулку, а потом сделала сенсационные открытия

Часть 5

Сегодня продолжаю публиковать материалы своего исследования, посвященного старинной деревне Припечорья - Усть-Кожва. И начиная с части 5, расскажу о выдающихся жителях деревни из прошлого.

Матрос с броненосца «Наварин»

Матрос с броненосца «Наварин» из Усть-Кожвы Василий Мезенцев
Матрос с броненосца «Наварин» из Усть-Кожвы Василий Мезенцев

Немало, как выяснилось, и усть-кожвинских старообрядцев служили на флоте царской армии. Среди них я обнаружила имя матроса с броненосцев «Наварин», «Князь Потемкин» и крейсера «Олег» – Василия Мезенцева. Усть-Кожва, где впоследствии жил Василий Андреевич, была родиной его супруги.

Сундук, который Василий Мезенцев привез со службы домой
Сундук, который Василий Мезенцев привез со службы домой

Но сам же матрос был уроженцем деревни Конецбор. Именно сюда он вернулся со службы домой, и здесь родные до сих пор хранят его сундук, надпись на котором гласит: «Эск. брон. “Наваринъ”. В.А. Мезенцевъ».

Табличка на сундуке Василия Мезенцева
Табличка на сундуке Василия Мезенцева

По словам родных, Василий Андреевич со службы привез с собой старинный крест, Библию в деревянном переплете, обшитом кожей, и государственные кредитные билеты 1888–1905 годов выпуска. Надпись на билетах гарантировала их размены на золотые и серебряные монеты.

Крест Василия Мезенцева
Крест Василия Мезенцева

Библия, которую привез с собой со службы домой Василий Мезенцев
Библия, которую привез с собой со службы домой Василий Мезенцев

Один из государственных кредитных билетов 1898 года выпуска, который привез с собой со службы домой Василий Мезенцев
Один из государственных кредитных билетов 1898 года выпуска, который привез с собой со службы домой Василий Мезенцев

Помимо этого были в нем и царские серебряные ложки, часы на цепочке, швейная машинка…

-7

Хранилась в сундуке Василия Мезенцева и икона Божией Матери, но что это был за образ, установить уже сегодня невозможно. Внучка Василия Андреевича, Лидия Кононова, сообщила такую интересную подробность из истории этой иконы: так, чтобы помолиться перед этим образом за больного сына, одна женщина пришла пешком из деревни Усть-Щугор, а это свыше 170 километров! А когда она вернулась домой, сын был уже здоров.

Все, что осталось от дома, где хранился чудотворный образ Божией Матери
Все, что осталось от дома, где хранился чудотворный образ Божией Матери

Этот чудотворный образ хранился в доме Лидии Васильевны в Конецборе. Но, побывав на этом месте, я увидела только то, что осталось от дома после пожара – фундамент. Не сохранилась и икона… Еще больше сведений о жизни Василия Мезенцева уже в Усть-Кожве мне удалось узнать из беседы с другим его внуком – Яковом Андреевичем.

Из воспоминаний внука

Яков Андреевич Мезенцев
Яков Андреевич Мезенцев

– Дело в том, что дедушку увидеть мне не посчастливилось, поэтому я знаю о нем только из воспоминаний своего отца Андрея Мезенцева, – начали мы беседу с Яковом Андреевичем. – А он не любил много рассказывать.

Как на русско-японской войне Василий Мезенцев спасал солдат

– На действительной службе дед был 8 лет. Но когда он в 1904 году вернулся из армии домой, началась русско-японская война. И его призвали на фронт.

А он был рыбаком и охотником, и ему это очень помогало во время войны добывать пропитание. А еще он был человеком хозяйственным и запасливым.

Так, когда наши воины шли через Маньчжурию, дедушка набрал продуктов и понемногу прятал для солдат в скалах. И по каким-то опознавательным знакам, которые дедушка оставлял, воины узнавали, где спрятана снедь. Так он многих спас от голодной смерти, – поделился Яков Мезенцев.

«Дедушку предупредили, и он подготовился к раскулачиванию»

– В 1929 году в нашей Усть-Кожве стали создавать колхоз, – рассказывает далее Яков Андреевич. – И вот пришли раскулачивать местных тружеников. А нашего дедушку об этом предупредил заранее знакомый из села Ижма.

– Василий, убирай и прячь все, скоро придут отбирать! – сообщил товарищ моего дедушки.

А у дедушки огромное хозяйство было и только земли – 13 гектаров. Я потом в три смены их пахал. Так почему же моего деда предупредили о грядущей беде? Потому что уважали его! – восклицает собеседник.

Надо сказать, что и наша встреча и беседа с Яковом Андреевичем вызвали у меня такое удивление, потому что охарактеризовали мне его как «строгого дядюшку, последнего старовера деревни, который со мной даже и разговаривать не станет». Но, как сейчас иногда говорят, что-то пошло не так… не так, как предполагали земляки Якова Андреевича.

«Строгий дядюшка»,
или Последний старовер деревни

"Строгий дядюшка" Яков Андреевич
"Строгий дядюшка" Яков Андреевич

Когда я пришла во двор его дома, то увидела картину, которая сильно поколебала уже было сложившее мое представление о его хозяине. Потому что передо мной оказалось строение, расписанное словно дымковская игрушка. А когда я пригляделась, то поняла, что фасад старого дома украшают много-много нарисованных, вероятно детской рукой, солнышек.

Дом Якова Андреевича
Дом Якова Андреевича

На грядках огорода и среди цветов на клумбах прятались плюшевые мишки и собачки.

Все готово к приезду внуков
Все готово к приезду внуков

Во дворе, словно барин, приехавший на постоялый двор, «отдыхал» самовар.

Во дворе, словно барин, приехавший на постоялый двор, «отдыхал» самовар
Во дворе, словно барин, приехавший на постоялый двор, «отдыхал» самовар

Словом, все не вязалось с тем образом сурового дядюшки, который мне нарисовали жители деревни. А вместо него я увидела доброго и заботливого дедушку, который очень любит внуков и ждет с нетерпением их приезда…

Вот выходит невысокого роста мужчина и да, смотрит на меня строго
Вот выходит невысокого роста мужчина и да, смотрит на меня строго

Поэтому я постучала в дверь его дома. Вот выходит невысокого роста мужчина и да, смотрит на меня строго… Сообщила, что готовлю публикацию о его деде Василии Мезенцеве и хотела бы также расспросить о жизни в деревне в прошлом веке, а также о том, как сложилась здесь его судьба. Все это время, пока я говорила, Яков Андреевич не произнес ни слова. «Все, – думаю, – сейчас развернется и уйдет». А он вдруг: «Пойдемте в дом!» Провел он в комнату, где мы удобно устроились за столом, и потекла беседа.

– Когда я из армии вернулся, то сначала выучился на тракториста, – рассказывает о себе Яков Андреевич. – Прошел ускоренные курсы, которые проводились в печорском поселке Луговом. И это был последний год, когда совхоз готовил свои кадры. И то ли их потом достаточно уже стало, но только после того как я прошел обучение, курсы уже больше не проводились.

Беседуем с Яковом Андреевичем
Беседуем с Яковом Андреевичем

Сначала я немного трудился на общих работах, потом отправили меня работать на электростанцию – здесь, в Усть-Кожве, она была. А когда электростанцию закрыли, 32 года я трудился трактористом в совхозе.

О тех временах существования совхоза еще напоминает бывший совхозный дом, в котором до сих пор живет Яков Андреевич. Один… Без супруги.

– Жену, Светлану Генриховну, я похоронил давно, – вспоминает далее собеседник. – Отец ее – немец Генрих Янович, а теща была родом отсюда – из Усть-Кожвы.

– А как же Генрих Янович оказался в ваших краях? – поинтересовалась я.

– Когда ему исполнилось 18 лет, он добровольцем ушел на фронт, а через два месяца ему объявили, что он сын врага народа. А его отца еще в 1938 году арестовали, и больше о нем родным не удалось найти никаких сведений.

Ну а моего тестя сюда сослали – строить Печорский мост! – завершает Яков Андреевич свой рассказ.

Пришло время в нашей беседе затронуть мне и тему веры. Все-таки дедушка Якова Андреевича служил православному царю-батюшке! И когда я только-только зашла в комнату, где проходила наша беседа, то сразу обратила внимание на то, что в красном углу избы рядом с иконами предков-старообрядцев находятся православные образы.

Иконы у Якова Андреевича я увидела в основном православные
Иконы у Якова Андреевича я увидела в основном православные

-17

– Откуда у меня в доме православные иконы? Так это дети мои привезли, – объясняет Яков Андреевич.

– А сами вы какой веры?

– Крещен был в старовер.

– Яков Андреевич, а в чем ваше старообрядчество сегодня проявляется?

– Думаю, что в воспитании. Мама Александра Семеновна меня вот как воспитывала?

Родители Якова Андреевича - Андрей Васильевич и Александра Семеновна Мезенцевы
Родители Якова Андреевича - Андрей Васильевич и Александра Семеновна Мезенцевы

Перед тем как мне выйти на улицу, она не уставала мне повторять, чтобы я не ругался, не дрался и никого словом худым не обидел, не воровал. И такие наставления она давала мне каждый день. Да еще и переспрашивала: «Ты все понял, что я тебе сказала?» А когда я давал утвердительный ответ, она говорила: «Вот теперь иди!» И я тогда, в молодости, другим был… не таким, как сейчас, а спокойным. Потому что меня учили таким быть. И пример родителей всегда был перед глазами. Они никогда не ругались друг с другом, не ссорились даже по пустякам, а прожили в мире и согласии. Хотя эти спокойствие и уравновешенность в отце меня больше всего удивляли, ведь он прошел всю войну… В июне 1941 года он был призван в ряды Красной армии.

Рассказ про отца Якова Андреевича
Рассказ про отца Якова Андреевича

Прошел подготовку и был направлен на Ленинградский фронт. Попал в блокаду… После ее снятия остался служить там же. И в мае 1945 года пришел в отпуск в родную деревню, где и встретил Великую Победу.

Закончил войну рядовым. Был награжден медалями, в том числе и «За снятие блокады Ленинграда». После войны трудился в колхозе, – завершаем беседу с Яковом Андреевичем.

Наталья Прокофьева.

Продолжение следует.

Часть 1: https://dzen.ru/a/ZCclqxoxIRoarjCR;

Часть 2: https://dzen.ru/a/ZCmdVHGJQ2dhxwnM:

Часть 3: https://dzen.ru/a/ZC2-W2RG_FVSbR0K;

Часть 4: https://dzen.ru/a/ZC5oznDazWQ9-JZl