Найти тему
Живу в Коми

В эту деревню Припечорья сначала съездила на прогулку, а потом сделала сенсационные открытия

Оглавление

Часть 4

Сегодня продолжаю публиковать материалы своего исследования, посвященного старинной деревне Припечорья - Усть-Кожва. И в прошлый раз я остановилась на том, что один из временных периодов в истории Усть-Кожвы можно назвать - "торжеством Православия". Связано это было с тем, что в Усть-Кожве был воздвигнут православный Петропавловский храм. А позже я выяснила, что небесным покровителем Усть-Кожвы является святой праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, и священномученик Иоанн Павловский.

Но тем не менее мне было непонятно, почему в нынешних семьях усть-кожвинцев находят отражение обе традиции - православная и старообрядческая?

Из Православия в старообрядчество

Объяснение этому я нашла во время беседы с исследователем, преподавателем фольклорных традиций Русского Севера и этнокультурного наследия Русского Севера института гуманитарных наук Сыктывкарского госуниверситета Татьяной Каневой. Дело в том, что родные Татьяны Степановны по линии отца оказались из Усть-Кожвы.

Татьяна Канева
Татьяна Канева

«В преданиях нашей семьи сохранились сведения о том, что моя бабушка – Антонида Ивановна Канева, мама отца – и ее сестры (а у нее было три сестры), будучи уже женщинами преклонного возраста, в деревне Медвежской перекрестились в староверие. Но, возможно, что это была и не Медвежская, а другой населенный пункт, но тоже в Печорском районе. То есть они родились еще до революции. Думаю, были крещены в церкви Усть-Кожвы. Но потом что-то их сподвигло перекреститься, и я помню свою бабушку уже как староверку: у нее была своя посуда, она молилась, мы отдельно стирали ее вещи и мыли ее посуду», – сообщила преподаватель госуниверситета.

Объяснение этому переходу усть-кожвинцев из Православия в старообрядчество я тоже попыталась найти. Дело в том, что в Усть-Кожве в 1936 году закрылся православный храм, и люди, лишенные главной части своей жизни – посещения храма Божиего, участия в святых таинствах, устремились на поиски источника духовной жизни… и нашли его у старообрядцев.

По свидетельству известного печорского историка, краеведа Семена Андреевича Пастухова, в это время на Печоре старообрядческий наставник Егор Мартюшев собирал старообрядцев и в тайне от властей проводил службы в Соколово. Оставался он в селе и в военные годы, так как по своему возрасту не подлежал призыву[1].

Самоил Мамонтов
Самоил Мамонтов

А с 1947 года начинается деятельность другого известного старообрядческого наставника Самоила Мамонтова (1905–1979). Он стал укреплять веру среди односельчан и жителей соседних деревень после того, как вернулся из лагеря. А до этого, до 1940 года, Самоил Андреевич был председателем Конецборского сельпо. За свою поддержку единоличных хозяйств старообрядцев на одном из заседаний Конецборского райисполкома (8.04.1940 г.) он был обвинен в «антисоветской деятельности» и снят с должности председателя сельпо. На него было возбуждено уголовное дело по обвинению в растрате государственного имущества, в результате которого он был заключен в лагерь. Вернулся из лагеря Самоил Мамонтов уже после войны, в 1946 году, но это уже был совсем другой человек… Возбуждение уголовного дела и заключение в лагерь он объяснял следующим образом: «Господь есть. Господь уберег от войны». В Медвежской он открыл моленную прямо в своем доме, переводил на коми язык некоторые фрагменты Евангелий и апостольских Посланий и объяснял присутствующим на родном языке различные разделы богослужений[2].

Именно деятельностью вышеназванных старообрядческих наставников на Печоре я и объясняю тот факт, что в семьях усть-кожвинцев сегодня находят отражение обе традиции – Православная и старообрядческая.

Хотя предпосылки к этому мне удалось обнаружить и задолго до того, как на Печоре появились Егор Мартюшев и Самоил Мамонтов.

Дело в том, что, знакомясь с биографиями Печорских старообрядцев, живших в XIX веке, я узнала о том, что многие из них верой и правдой служили российскому царю.

Профессор Сыктывкарского госуниверситета Михаил Мелихов
Профессор Сыктывкарского госуниверситета Михаил Мелихов

И это, по замечанию профессора Сыктывкарского госуниверситета Михаила Мелихова, не было исключительным, редким случаем. Печорские старообрядцы вовсе не стремились на царскую службу. Но если от службы уклониться не удавалось, они предпочитали не обострять отношений с властями и служили честно, ничем не выделяясь из окружающей их солдатской (матросской) массы[3].

Наталья Прокофьева.

Продолжение следует.

Фото автора, из архива Михаила Мелихова и родных Самоила Мамонтова.

[1] Пастухов С. А. Соколово – Земля Припечорская. С. 23.

[2] Прокофьева Н. Н. Как старообрядческая деревня Медвежская в православие перешла // https://pravoslavie.ru/119442.html

[3] Мелихов М. В. Автобиографическая и духовная проза старообрядцев Печоры. [Электронный ресурс] : материалы и исследования : текстовое научное электронное издание на компакт-диске. Сыктывкар: Издательство СГУ имени Питирима Сорокина, 2018. С. 25.

Часть 1: https://dzen.ru/a/ZCclqxoxIRoarjCR;

Часть 2: https://dzen.ru/a/ZCmdVHGJQ2dhxwnM:

Часть 3: https://dzen.ru/a/ZC2-W2RG_FVSbR0K