Найти тему
Живу в Коми

В эту деревню Припечорья сначала съездила на прогулку, а потом сделала сенсационные открытия

Оглавление

Часть 3

Как связана Усть-Кожва со святым праведным Иоанном Кронштадтским?

Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец
Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец

В клировой ведомости церквей II благочиния Печорского уезда за 1896 год я узнала о том, что причтовый дом при Усть-Кожвинском храме был выстроен в 1895 году из соснового леса на сумму 700 рублей, отпущенную из Архангельской духовной консистории, а также на пожертвованные 300 рублей протоиереем Кронштадтским отцом Сергием.

Когда я прочла эту информацию, то даже не поверила своим глазам. И тогда стала смотреть клировую ведомость за другие годы. И в архивном документе за 1897 год содержалась более подробная информация о том, что причтовый дом… выстроен на сумму, оставшуюся от постройки церкви и благотворителя Иоанна Сергиева, протоиерея Кронштадтского.

Теперь сомнений у меня не осталось в том, что причтовый дом в Усть-Кожве строился и на средства святого праведного отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца!

Информация о помощи Иоанна Кронштадтского приходу Усть-Кожвинского храма. Фонд - 229 Нацархива Коми
Информация о помощи Иоанна Кронштадтского приходу Усть-Кожвинского храма. Фонд - 229 Нацархива Коми

Из жития отца Иоанна (в миру Иоанна Ильича Сергиева) известно, что к нему в Кронштадт ежедневно приезжали тысячи людей со всех уголков православной России, чтобы получить от него ту или иную помощь. По молитве отца Иоанна совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались и излечиваются самые тяжкие болезни. Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.

Вместе с письмами и телеграммами о помощи в лечение болезней текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность, которые он тотчас же все раздавал[1]. Помогал, как выяснилось, великий русский святой и приходу Усть-Кожвинского храма!

Российский новомученик Иоанн Павловский – святой покровитель деревни

Есть у маленькой печорской деревни Усть-Кожва даже свой святой покровитель из сонма российских новомучеников – священномученик Иоанн Павловский. 14 мая 1893 года он был определен псаломщиком к Петропавловской церкви деревни Усть-Кожва.

Священномученик Иоанн Павловский
Священномученик Иоанн Павловский

Но родился отец Иоанн 28 января 1876 года в селе Поповонаволоцком Архангельской губернии в семье священника Петра Степановича Павловского.

В 1892 году окончил Шенкурское духовное училище. А после окончания 1-го класса вышел из Архангельской духовной семинарии.

После служения в Усть-Кожве, которое продолжалось год, был переведен псаломщиком в Спасскую церковь деревни Бакур (Ижемский район Коми). После рукоположения во диаконы служил в Никольском соборе села Усть-Цильма. И после рукоположения во иерея служил в церкви во имя Собора Пресвятой Богородицы села Мошъюга (Ижемский район Коми).

Состоял также законоучителем Бакуринской церковноприходской школы и Мошьюгского одноклассного сельского училища.

21 мая 1921 по постановлению Архангельской губернской ЧК «за антисоветскую агитацию и распространение ложных слухов» его заключили в концлагерь на 5 лет. Наказание отец Иоанн отбывал на Соловках.

После освобождения уже в 1933 году отец Иоанн находился под следствием органов НКВД по подозрению в укрывательстве ценностей, но к суду не привлекался.

С 1935 года он служил священником в церкви деревни Большое Галово Ижемского района, но недолго. В июне 1937 года был арестован, содержался в Ижемской тюрьме. Обвинялся в том, что проводил контрреволюционную деятельность, направленную на развал колхозов, высказывался о скором падении советской власти. И 16 сентября 1937 года отец Иоанн Павловский Тройкой при УНКВД Коми АССР был приговорен к высшей мере наказания. Расстреляли священника в селе Ижма 19 сентября 1937 года.

Священный Синод определением от 06.10.2001 г. причислил иерея Иоанна Павловского к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века[2].

И после изучения этой части истории Усть-Кожвы мне стало понятно, почему она и по сей день, в отличие от других печорских селений, процветает. Ведь у нее есть такие молитвенники, защитники и святые покровители, как святой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский чудотворец, и священномученик Иоанн Павловский.

Но тем не менее при таком покровительстве православных святых Усть-Кожву даже в наши дни еще именуют «старообрядческой». И я решила выяснить, почему?

Наталья Прокофьева.

Продолжение следует.

Часть 1: https://dzen.ru/a/ZCclqxoxIRoarjCR;

Часть 2: https://dzen.ru/a/ZCmdVHGJQ2dhxwnM

[1] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Житие // https://pravoslavie.ru/28882.html

[2] Священномученик Иоанн Павловский // http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/1660-2/