Найти тему

Какие виды Крещения известны нам из Библии и христианской истории?

Оглавление

Когда мы слышим слово «крещение», то прежде всего думаем о христианском таинстве, посредством которого крещаемый водою и Духом человек умирает для греха и рождается для жизни духовной – становится членом Церкви. Интересно, что святые отцы при осмыслении этого таинства в свете библейской и церковной истории выделяют несколько так называемых видов крещения. Свт. Григорий Богослов в «Огласительном слове 39» «На святые светы явлений Господних» называет пять видов, прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» (кн. 4, гл. 9) – восемь.

-2

Естественно, и для нас, и для отцов, писавших о видах крещения, подразумевается, что для христиан есть только одно совершенное крещение – крещение Господне. Все остальные приводимые виды  скорее являются прообразами, или явлениями, которые святоотеческая мысль сочла допустимым некоторым образом приравнять к христианскому крещению. Это – библейские события, ветхозаветные практики, феномены раннехристианской истории, эсхатологические представления.

В один ряд поставлены весьма разнородные элементы. Они различаются по историческому масштабу, по объекту, по совершителю, частотности и длительности и по другим признакам. Объединяет же их то, что они призваны разрешать душу человека от уз греха и давать начало новому этапу жизни, приближая человека к Богу.

Примечание: в славянских языках слово «крещение» происходит от слова «крест», на языке же Нового Завета, т.е. греческом, оно происходит от слова «погружение». С этим значением оно перешло и в латынь, и во многие другие языки. Поэтому для св. отцов, писавших преимущественно на латыни и греческом, слово «крещение» ассоциировалось в первую очередь не с Крестом, а с погружением в воду.

Потоп

«Первое крещение было крещение потопом для истребления греха»1 – пишет св. Иоанн. На то, что Потоп был образом новозаветного Крещения, указывал еще Апостол Петр: «Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение <…> спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:20-21).

Вслед за апостолом некоторые богословы видели в Великом Потопе крещение по нескольким причинам. Во-первых, оба события непосредственно связаны с водой, которая всегда считалась символом очищения и обновления. Во время Потопа вода очищала землю от греха и нечестия, и в Крещении вода служит средством к избавлению от любого греха.

-3

С другой стороны, и Великий Потоп, и Крещение рассматриваются как события, которые приводят к новому творению. В Великом Потопе Бог уничтожает старый, испорченный мир и создает новый через Ноя и его семью. В крещаемом же умирает его ветхая сущность, а затем он возрождается как новое духовное творение во Христе.

Кроме того, и Великий Потоп, и крещение рассматриваются как события, ведущие к спасению. В Великом Потопе Ной и его семья спасаются от греховной и разлагающей среды, а крещеный человек спасается от власти греха и смерти, получая дар вечной жизни.

Крещение морем и облаком

Об этом ветхозаветном событии как о Крещении говорил еще апостол Павел: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:1-2). Святитель Григорий Богослов видел в этом крещении и прообразовательное значение: «Крестил Моисей; но в воде, а прежде сего в облаке и в море (1 Кор. 10, 2); и сие имело прообразовательный смысл, как рассуждает и Павел. Морем прообразовалась вода, облаком – Дух, манною – хлеб жизни, питием – Божественное питие»2.

-4

Это событие и последующее время пребывания евреев в пустыне изобилуют параллелями с жизнью человека до и после Крещения: Израильтяне были рабами в Египте, некрещеный человек – раб греха. Рабство после Исхода и Крещения остается в прошлой жизни, в новой же – жизнь под водительством Бога.

Для израильтян, перешедших море, не было возврата в прошлую жизнь рабства и языческих соблазнов, как и Крещение Господне налагает на человека несмываемую печать Таинства и не может быть каким-либо образом отменено.

Ветхозаветные омовения

После перехода через море Господь даровал иудеям Закон, вместе с чем установил священство и храмовое богослужение. Также от Него были даны обряды омовения, суть которых также сводилась к очищению от грехов и, в отдельных случаях, к введению в народ Божий. «Третье – крещение по закону (Моисееву), ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан»3. Ветхозаветные омовения имели две формы: твила и нетилат ядаим.

Нетилат ядаим

В первоначальном значении это – омовение рук и ног, предписанное Богом для священнослужителей (см. Исх. 30:19). Господь установил совершать его при входе в скинию и особенно перед началом совершения жертвоприношения. Бог предписал выполнение этого ритуала под страхом смерти и заповедал, чтобы этот обычай был вечным уставом. Затем раввины вывели правило омовения рук для всех иудеев. В Православной Церкви до сих пор у священнослужителей сохраняется обычай умывать руки перед литургией.

Нетилат ядаим был внешним выражением желания человека очиститься для совершения служения Богу, что перекликается с духовным содержанием новозаветного Крещения. Это омовение рук воспринималось не только как физическое очищение для ритуальной чистоты, но и как очищение для прощения грехов: «Если ты не позволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более не должен осквернять их грехами. Если ты боишься меньшего, то тем более страшись большего. Молиться с неумытыми руками не так непристойно; а простирать руки, оскверненные множеством грехов, – это навлекает великий гнев Божий»4.

Твила

Вторая форма ветхозаветных омовений – твила – это полное погружение в реке или микве – специальном бассейне с водой. Твила была обязательна для прозелитов – неевреев, желающих принять иудаизм. Также она совершалась для очищения от тягчайших грехов и  различных видов нечистоты, например, после родов. Твила символизировала духовное возрождение и обновление.

-5

Над иудеями твила проводилась только в крайних случаях. По большей части это было связано со следующим  представлением: чем большему греху – нечистоте – подвержен человек, тем больше должно ему омываться. Иудеи обходились омовением рук, а язычников, коих они считали более греховными или нечистыми, при необходимости приводили к твиле. Сирийскому военачальнику Нееману, например, пророк Елисей велел окунуться во Иордане семь раз.

-6

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Крещение Иоанна

Крещение Иоанна фактически повторяло твилу, однако отличалось от нее главным образом в двух вещах: обращенностью к каждому человеку и неразрывностью с проповедью Иоанна, предвосхищающей Христа и Его Крещение. Первое было особенно вызывающим для иудеев, ведь далеко не каждый был готов осознать и принять свою греховность, а затем совершить омовение, предназначенное для язычников, ритуально нечистых и глубоко погрязших в грехе.

И, безусловно, Иоанново крещение было только преддверием к совершенному Крещению: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом святым и огнем» (Мф. 3:11).

-7

Крещение Господне

«Пятое – Крещение Господне, которым Он Сам крестился. Он же крестился не потому, чтобы Сам имел нужду в очищении, но для того, чтобы, усвоивши Себе мое очищение, сокрушить в воде главы змиев (Пс. 73:13), потопить грех и погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас образом и примером крещения. И мы крещаемся совершенным крещением Господним, т.е. водою и Духом»5.

Это совершенное Крещение, исповедуемое нами в Символе Веры, несравнимо ни с каким другим. Так о нем пишет свт. Кирилл Иерусалимский: «Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть: пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления»6.

Все остальные виды крещений, перечисленные выше, лишь в некоторой степени его предвосхищали. Помимо этого они были доступны лишь определенной части человечества и не имели абсолютной силы, разрешающей любой грех, тогда как Крещение Господне – дар Бога всему человечеству, обладающий абсолютной силой. Именно в нем воплощается вся любовь Божия, ведь Крещение открыто для любого человека, имеющего веру. Оно беспрепятственно и безусловно настолько, насколько беспрепятственна и безусловна Любовь Божия. Только оно способно дать человеку новое духовное рождение и ввести в Церковь Христову, открыть дорогу к другим Таинствам.

Крещение через покаяние и слезы

Этот вид крещения разъясняет св. Григорий Богослов: «Знаю также еще и пятое [крещение - прим. авт.] – слезное, но труднейшее; им крестится «омывающий каждую ночь постель свою слезами» (Пс. 6, 7), кому «смердят, гноятся раны» греховные (Пс. 37, 6), кто «плача и сетуя ходит» (Пс. 34, 14), кто подражает обращению Манассиину, смирению помилованных ниневитян, кто произносит в храме слова мытаря, и оправдывается более тщеславного фарисея, кто припадает с хананеянкой, просит человеколюбия и крошек – пищи самого голодного пса»7.

Фактически здесь речь идет о покаянии. И действенность силы покаяния сравнивается с действенностью прощения грехов в таинстве Крещения Господня. Это хорошо перекликается со словами молитвы к святому Иоанну Предтече: «обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное».

-8

Другое понимание крещения слезами можно усмотреть в житии св. Григория Великого. Передаваемое в нем событие не исключительно, но подобные ему встречаются нечасто. Например, оно несколько напоминает эпизод с прощением Богом усопших язычников по молитвам святого мученика Уара, известный из его  жития.

Св. Григорий уже после смерти императора Трояна услышал историю о почившем: «Когда он во главе армии поспешно выступал против врага, его разжалобили слова одной вдовы, и император всего мира остановился. Она сказала: «Господин Троян, вот люди, которые убили моего сына и не хотят платить мне возмещение». Он ответил: «Скажи мне об этом, когда я вернусь, и я заставлю их дать тебе возмещение». Но она ответила: «Господин, если ты никогда не вернешься, мне не будет помощи». Тогда, стоя во всем своем вооружении, он заставил ответчиков тотчас в его присутствии заплатить возмещение, которое они были должны».

Эта история настолько сильно растрогала святого, что он, не зная что делать, чтобы облегчить посмертную участь императора-язычника, пошел в храм и проливал потоки слез до тех пор, пока не получил божественное откровение о том, что его молитвы услышаны. И, как сказано в житии святого, «душа императора Трояна была освежена и даже крещена слезами св. Григория».

О подобных случаях заступничества святых за некрещеных говорил свт. Марк Эфесский в слове на Ферраро-Флорентийском соборе: «Некоторые из святых, молившиеся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла – Феклонилу и Божественный Григорий Двоеслов, как повествуется – царя Трояна». Хотя это случаи исключительные, они все же дают надежду для близких тех, кто умер вне веры, что власть греха над их душами может быть преодолена горячими молитвами живых христиан.

Крещение кровью

Под Крещением кровью подразумевается акт мученичества за Христа  человека, некрещеного водой. Мученик уподобляется Христу в Его смерти и крестится тем Крещением, которым  крестился Сам Спаситель (см. Мк. 10:38). Св. Василий Великий даже называет воду Крещения символом Крови: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственною кровию»8.

Святой Григорий Богослов даже считал, что такое Крещение превосходит любое другое крещение: «Знаю и четвертое крещение — крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поколику не оскверняется новыми нечистотами»9.

-9

Обычно крещеными кровью становились или люди, которые могли даже и не слышать ничего о Христе, но видевшие храбрость и веру христианских мучеников, или христиане, только готовящиеся ко Крещению (в древности процесс катехизации мог длиться несколько лет).

Среди некрещеных водой, но крещеных кровью святых можно назвать вифлеемских младенцев, мч. Вонифатия, мч. Иринарха, мч. Аглаийя, пострадавшего вместе с сорока Севастийскими мучениками, восемь мучителей святой Татианы, по молитвам которой они получили откровение и назвались христианами, пострадав вместе с ней.

Крещение огнем

Все предыдущие виды крещений совершались при жизни человека (за исключением крещения кровью, которое совершается при переходе из телесной жизни в телесную смерть). Но если человек не был крещен при жизни?

Св. Иоанн Креститель говорил, что Христос будет крестить Духом и огнем (см. Мф. 3:11). Св. Иоанн Дамаскин и свт. Григорий Богослов понимали крещение огнем как посмертные страдания грешника. Такое крещение отличается от предыдущих тем, что оно не считается спасительным, а является следствием жизни не с Богом, а без Него. Св. Григорий Богослов пишет: «Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха»10. Если кто-то не был погружен в воды Крещения Господня при жизни, то «не может войти в Царствие Божие» (см. Ин. 3:5) и будет погружен в огонь после смерти.

Целью этого крещения, как и остальных, является очищение от греха и его конечное истребление. Душа через страдание приводится в такое состояние, когда никакой грех невозможен. Но, в отличие от других видов крещения (за исключением Потопа), этот принимается не добровольно, но дается в наказание: «не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно»11.

Крещение – приближение к Спасителю

Как, по словам апостола Павла, слово о кресте для погибающих – безумие (см. 1 Кор. 1:18), так и Ной, вероятно, казался своим современникам безумцем. И как те, кто отвернулись от Бога и не ожидали за это воздаяния, погибли в водах Потопа, так и тех, кто сейчас идет по их следам, ожидает крещение огнем. Остается лишь небольшая надежда, что тех достойных, кто не сподобился Крещения Господня при жизни не из-за собственного противления Богу, а по неведению, как было показано в житиях свт. Григория Великого и мч. Уара, Господь помилует.

-10

В любом случае, главная причина всех описанных феноменов и истории человечества в целом – Любовь Божия и Его желание «спастись всякому человеку» через попрание греха, обращение к праведности и приближение к Спасителю. «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33:11).

Отмечая это, святитель Григорий Богослов напоминает, что всякий крещеный человек, приняв благодать и очищение, должен послужить людям и Богу: «Бог ничему так не радуется, как исправлению и спасению человека; для этого и все слово, и всякое таинство. Да будете «как светила в мире» (Фил. 2:15) – живоносная сила для других людей, и совершенными светами представ великому Свету, да научитесь тайнам тамошнего световодства, чище и яснее озаряемые Троицею, от Которой ныне приняли в малой мере один луч из единого Божества, во Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки веков. Аминь».

-11

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!

________________________

1 Св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры».

2 Св. Григорий Богослов, слово 39, «На святые светы явлений Господних».

3 Св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры».

4 Свт. Иоанн Златоуст, толкование на Исх.30:20 из «Беседы на псалом 140».

5 Прп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры».

6 Свт. Кирилл Иерусалимский, «Поучения огласительные и тайноводственные».

7 Свт. Григорий Богослов, слово 39, «На святые светы явлений Господних».

8 Св. Василий Великий, «Огласительные поучения».

9 Св. Григорий Богослов, Слово 39, «На святые светы явлений Господних».

10 Там же.

11 Прп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», кн. 4, гл. 9