Наша Нетания считается довольно религиозным городом, а все потому, что у нас есть свой ортодоксальный район, зовущийся Кирьят Санз.
Это накладывает отпечаток на жизнь всего города: большая часть магазинов закрыты на Шабат (за исключением мелких лавочек на набережной с чипсами и мороженым, и тайные места для любителей горячительных напитков.
Кирьят-Санс - район харедим (ультраортодоксов), расположенный в северо-западной части города.
Основан он в 1956 году предыдущим раввином Иекусиелем Ингулец Хальберштамом, который основал здесь свой двор в 1960 году, является мировым центром санс-коаузенбургского хасидизма. Сын и преемник Ребе, раввин Санзер Ребе, держит здесь свой двор.
В 1950-х годах, когда зарождающееся Государство Израиль начало наращивать население, Клаузенбургский Ребе, который эмигрировал в Соединенные Штаты в 1947 году после того, как пережил Холокост и жил в лагерях для перемещенных лиц, обратился к израильскому правительству с просьбой предоставить землю для строительства.
Так появилось Хасидское поселение для переживших Холокост. Цели Ребе при основании Кирьят-Санс заключались в том, чтобы восстановить былую славу санс-хасидизма, уничтоженного Холокостом, и создать модель жизни по Торе, которая осветила бы окружающие светские окрестности.
Многие лидеры Торы советовали Ребе, где ему следует основать свою новую общину - одни предлагали окраину Цфата , другие Беер-Шеву, а третьи Иерусалим.
Ребе создал свой собственный комитет действий, который рекомендовал два участка на побережье Средиземного моря в Нетании и его окрестностях, а Ребе выбрал землю на побережье Нетании.
Покупная цена земли была покрыта частью чека на 1 миллион долларов, который Ребе получил от администрации Нью-Йорка , который планировал построить новую дорогу на месте стареющих зданий, занимаемых школой Ребе Йесодей Ха-Тора в Бруклине.
4 марта 1956 года Ребе вернулся в Израиль, чтобы заложить краеугольный камень Кирьят-Санца в присутствии тысяч религиозных евреев, многие из которых были санзер-хасидами и другими пережившими Холокост, которые знали Ребе из Германии.
После этого Ребе начал планировать всю инфраструктуру своего сообщества, включая детские сады, школы для мальчиков и девочек, ешивы , семинарии, синагоги , детский дом для сирот и нуждающихся девочек, дом престарелых и больницу.
В 1958 году он заложил краеугольный камень и для дома престарелых, и для больницы; первая была завершена в 1960 году, а вторая, которая стала известна как больница Ланиадо , открылась только в 1975 году.
В дополнение к религиозным службам в новом поселении была фабрика по полировке алмазов, построенная нью-йоркским торговцем алмазами.
Родильное отделение больницы Ланиадо очень хорошо развито и считается одним из лучших в стране.
Сегодня в Кирьят-Сансе проживает около 600 семей. Большинство представителей старшего поколения пережили Холокост.
Помимо образовательных учреждений для мальчиков и девочек от начальной до аспирантуры, он имеет пять синагог, микву , типографию, религиозный отель, религиозную школу медсестер и больницу Ланиадо, который включает в себя два медицинских центра, детскую больницу, гериатрический центр и школу медсестер, обслуживающих региональное население с населением более 450 000 человек.
Кирьят-Санс, подобающий своей роли общины, соблюдающей Тору, закрыт для движения транспорта в Шаббат . Его пляж также был первым в Израиле, где для мужчин и женщин были установлены отдельные часы купания.
Несмотря на преобладающую атмосферу харедим, Кирьят-Санс известен своей терпимостью к нерелигиозным евреям.
Большая заслуга в терпимости между религиозным и нерелигиозным населением Нетании принадлежит Клаузенбургскому Ребе, который основал Кирьят-Санз и его региональную больницу из желания помогать другим и приносить им пользу.