Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Пришла весна — пора мазать Ми-6 и Ка-27

Вертолётные зарисовки

Пришла весна — пора восстановления Ми-6 и не только! На днях я посетил по официальной договорённости Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова, он же бывший музей ВАЗа, там помимо сотен других машин есть и Ми-6, и «худая шестёрка» — Ми-10К:

По системам и агрегатам это тот же Ми-6, но максимально облегчённый для увеличения грузоподъёмности и оснащённый третьим пилотским рабочим местом — нижней кабиной, установленной спиной по полёту для удобства работы с внешней подвеской.

Как хитро улыбается вертолёт-кран нижним остеклением — то ли посмеивается над неуклюжим с виду соседом Ми-6, то ли радуется, что их в музее содержат в таком хорошем виде:

-2

А через дорогу от него стоит соосный палубный вертолёт Ка-27. Камовские вертолёты слишком известны, чтобы я их показывал целиком, поэтому вот я у колонки несущих винтов 10 лет назад:

-3

Какие плюсы у соосной схемы — я рассказывал на видео «О лопастях и немного о соосной схеме», кратко — при той же тяге соосные винты компактнее одиночного, вертолёт более маневренный и скоростной, выше КПД, нет «травмоопасного» рулевого винта.

Минус — при некоторых режимах бывает схлёстывание лопастей... Из-за этого очень сложно создать тяжёлый соосный вертолёт — для предотвращения схлёстывания нужно удлинять колонку верхнего винта, а это проблемы с её прочностью и балансировкой.

И вот я снова на этом вертолёте, но уже не как злостный посетитель, а как хранитель. От коррозии сложный механизм соосных винтов надёжно защищён свежей краской, но вот замки лопастей открыты и часть лопастей сложена в стояночное положение — вертолёт же палубный, для уменьшения размеров умеет складывать винты:

-4

Попробую смазать шарниры и вернуть лопасти в рабочее положение.

В главные шарниры заливается жидкое масло, но на втулке винта ещё сотня других точек, куда закладывается консистентная смазка. Делается это шприцом через пресс-маслёнки, они же таво́тницы (от старого названия солидола — таво́т), они же в некоторых кругах микротавотницы или просто «микрики». Так как родные закрашены в несколько слоёв и не все пригодны для работы, а половины просто нет — беру в автомагазине горсть новых и вкручиваю:

-5

Сидят они на конической резьбе (резьба Бриггса) и вкручиваются ключом на 7, 8 или 9 мм (тут на 8, хотя в магазине подсунули одну на 9):

-6

О ключах я недавно рассказывал:

В норме авиатехника мажется консистентной смазкой ЦИАТИМ-201 либо ЭРА, она же ВНИИНП-286М. Они термостабильны — не густеют на высотном морозе и не тают при нагреве выше 100 °С (температура каплепадения смазки ЭРА — не менее 180 °С), но я буду закладывать солидол. Он куда менее термостабилен, встаёт при –20 °С и течёт при 70, но куда труднее вымывается водой, что для музейной машины — самое то.

Набиваю шприц солидолом:

-7

Выгоняю воздух, из носика появляется немного синей импортной смазки, что была в шприце ранее:

-8

И поехали. Смазка запрессовывается до её появления из другого конца:

-9

Это как раз замок на вертикальном шарнире, позволяющий складывать лопасти. Что такое вертикальный шарнир — показано на видео «Автомат перекоса». Он даёт лопасти подвижность в плоскости вращения. Когда лопасть наступает (при вращении движется по направлению полёта) — она испытывает бо́льшую нагрузку, так как идёт против набегающего потока, её немного относит назад, а когда лопасть отступает — она идёт по потоку и испытывает меньшее сопротивление, уходит вперёд по направлению вращения. Вертикальные шарниры и дают эту свободу, а на Ка-27, как видим, позволяют ещё и складывать винты.

Пробиваю смазкой и замки верхнего винта:

-10

Расклинить их пока не получилось — придётся разбирать, так что пока займусь другой механикой, где и шприц не нужен. Промываю и смазываю байонетные замки откидных капотов (замки Дзюса):

-11

И съёмных панелей:

-12

Справа, кстати, видна нормально стоящая лопасть. А я мажу штыревые замки:

-13

И рояльные петли капотов:

-14

Это значительно продлит вертолёту-экспонату жизнь, ибо больше всего корродируют именно точки контакта дюралюминия с другими металлами, особенно со сталью, из которой сделаны петли и замки.

О Ка-27 расскажу позже, пока же перейдём к нашему Ми-6 СССР-21856. Запускать его вряд ли кто-то рискнёт, но вот провернуть трансмиссию и сделать холодную прокрутку может получиться. Что нужно, чтобы помахать лопастями?

-15

В первую очередь надо заменить смазки, которым уже больше четверти века. Масла́ в двигателях, редукторах и шарнирах заменить не так сложно — были б они только, а вот остальные точки тоже надо шприцевать. И тоже солидолом — из тех же соображений, консервационные свойства здесь важнее термостабильности.

Для начала — пара рисунков из альбома формулярных схем Ми-6А. Вот втулка несущего винта:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

И спецификация:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Бедолага гидродемпфер весь пошёл коррозией...

-18

Однако выдавить пасту из его шарниров оказалось легче лёгкого. Подключаемся к верхнему:

-19

И паста выдавленная на корпусе демпфера:

-20

Всего на узлах навески демпфера нашлись три точки смазки. На тяге от тарелки автомата перекоса к осевому шарниру их больше — четыре. Вот самая нижняя точка — на шарнире, обеспечивающем тарелке свободу наклона (на чертеже выше он не виден, стоит ниже чертежа):

Слева виден «микрик» в солидоле
Слева виден «микрик» в солидоле

Старая смазка вылезла аж чёрная:

-22

Чуть выше — шарнир, обеспечивающий поворот тяги при работе вертикального шарнира лопасти, на нём смазка полезла из отверстий:

-23

А это — узел В по формулярному чертежу, рычаг лопасти:

-24

Он превращает силу, передаваемую тягой, в момент, поворачивающий лопасть на осевом шарнире. Слева, на вилке (шарнире) тяги, видна тавотница смазки вилки, а справа — тавотница, через которую пробиваются два подшипника, стоящие внутри рычага. Уходит чуть ли не полшприца и лезет смазка в непредсказуемом месте — через щели корпуса:

-25

Фух... Не пробив за полдня и двух лопастей из пяти (наконечник шприца держит не очень, давления на некоторые точки не хватает), занялся шасси — ведь даже при холодной прокрутке вертолёт будет качаться на опорах, да и от коррозии защитить надо:

-26

Здесь тоже не везде дело идёт — надо купить новый наконечник для шприца.

А втулкой продолжу заниматься на следующей неделе, заодно повнимательнее изучив документацию — вдруг что просмотрел. Пока выявил 2 тавотницы на узлах вертикального шарнира, 3 на узлах демпфера и 4 на узлах тяги и рычага. Плюс 5 точек на тарелке — для смазки огромного подшипника, соединяющего невращающийся карданный шарнир с вращающейся тарелкой. Похоже, ведро с солидолом проще вытащить на капоты Ми-6, чем бегать на забивку в бокс — на шасси и неполные две лопасти уже ушло пять шприцов!

На сегодня всё!

Общее оглавление канала