Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Вера на Руси. 2ч.

Поместный Собор 1945 года
Поместный Собор 1945 года

…Так что язычество наших предков входило в контекст всего континента, как минимум. В пантеоне наших богов были братья-сестры-близнецы древнегреческих, древнеримских, древнеиндийских "коллег". Были "ответственные" за те или иные стихии, виды деятельности, явления природы божества – как это было у большинства других племенных культов. И все бы ничего, да со временем, несколько отличавшиеся в способах отправления этих культов у разных славянских племен, стали провоцировать все больше разобщенности. На фоне становления русской государственности это было совсем ни к чему. Извечная наша проблема в разрозненности этой самой государственности не способствовала бы. Посему из стремления объединить наших предков, войти в общеевропейский контекст, было избрано общей «официальной» религией христианство. Ислам по причине запрета на алкоголь, не подошёл.

…Потом было насаждение веры, как мы любим, бессмысленное и беспощадное. С какой страстью еще недавно славянские предки наши прыгали через костер и предавались разнузданным мистериальным оргиям среди папоротников, с такой же теперь сплавляли деревянных идолов вниз по рекам – в прямом смысле от греха подальше. Войдя в общехристианский контекст, Русь, вместе с Европой пережила в 1054 году разделение Церкви на католическую и православную. Пожалуй, нам это даже поспособствовало, определив наш собственный, особенный путь веры. Потом – в 17 веке - случился раскол, в результате чего сегодня в мире есть и РПЦ, и старообрядчество.

Иконопись на Руси была потому так развита и популярна, что это были, по сути, первые «комиксы» для неграмотного народа. Снова мы увидим это после революции 1917 года, с приходом к власти большевиков и их стремлением донести основные новые смыслы с помощью плаката.

В 19 веке церковь переживала и взлет, и переосмысление веры. Были открыты новые скиты, монастыри, в народе были необычайно популярны подвижники, которых было много. Происходил определенный расцвет вместе с разнообразными течениями (Владимир Соловьев и его «Вечная женственность», Богочеловек и отношение к греху у Валентина Свенцицкого; Флоренский, напомнивший о связи мистерий со службой, Мережковский с Иудой как помощником свершения воли Бога и так далее, и тому подобное). В 20 веке случился откат в противоположное - в разрушение храмов, отвратительные издевательские карикатуры на все, что связано с религией. В начале 1930-х гг. началась «Безбожная пятилетка» и был осуществлен варварский взрыв Храма Христа-Спасителя.

Не было бы счастья, да несчастье помогло - новый виток в потеплении взаимоотношений Церкви с властью случился, когда священнослужители однозначно заняли патриотическую позицию во время Великой Отечественной Войны. Дальше была Оттепель, возродившая интерес к духовным поискам, давшая общее высвобождение прежде запретных, "неуместных" сфер жизни. Ну, а с Перестройкой, гласностью и развалом СССР мы получили новейшую историю церкви и веры в России. Но это уже – «совсем другая история».