1. Что это такое?
2. Чем?
3. Когда?
4. Зачем протезировать глухого ребенка слуховыми аппаратами, если он в них ничего не слышит?
5. Ребенок постоянно снимает слуховой аппарат.
6. Выводы.
1. Что такое слухопротезирование?
Это комплекс мер, направленный на протезирование слуха. Он проводится врачом-сурдологом или слухопротезистом в центрах слухопротезирования. Целью слухопротезирования является качественно улучшить слух у глухого пациента.
2. Чем?
Чаще всего это слуховой аппарат. Если ребенок совсем глухой, то врачи рекомендуют провести ему операцию и установить кохлеарный имплант. Перед операцией врачи и сурдопедагоги все равно рекомендуют носить слуховые аппараты.
Слуховой аппарат
Процесс слухопротезирования слуховыми аппаратами проходит в три этапа:
1. Диагностика слуха.
2. Подбор и настройка слухового аппарата.
3. Корректировка настройки. Она проводится регулярно раз в полгода, раз в год в зависимости от необходимости.
Кохлеарный имплант
Если слуховые аппараты окажутся неэффективными, то пациенту рекомендуется операция кохлеарная имплантация.
Кохлеарный имплант это хирургически имплантируемый протез, который обеспечивает человеку с глубокой нейросенсорной потерей слуха восприятие звука. Суть метода кохлеарной имплантации заключается в проведении операции. В голову пациенту устанавливается имплант, а за ухом располагается речевой процессор, который воспринимает звуки и передает их в имплант. Имплант преобразовывает импульсы в звук и передает их в слуховой нерв.
Процесс слухопротезирования кохлеарным имплантом тоже занимает несколько этапов:
1. Диагностика пациента.
2. Операция.
3. Подключение и настройка речевого процессора.
4. Корректировка настройки. Она проводится регулярно раз в полгода, раз в год в зависимости от необходимости.
Ни один слуховой аппарат, ни один кохлеарный имплант не даст вашему ребенку полноценный слух. Он даст возможность его развивать! Для того, чтобы ребенок научился слышать и говорить, ему потребуется длительный процесс реабилитации.
Метод слухопротезирования подбирает врач исходя из индивидуальных особенностей ребенка. При двусторонней тугоухости или глухоте протезировать необходимо оба уха. Ведь у человека 2 слуховых центра.
3. Когда?
Чем раньше протезирован ребенок, тем лучше для него. Когда у ребенка тугоухость на два уха, протезировать необходимо оба. Варианты могут быть разные: слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами или на одном ухе может быть слуховой аппарат, а на втором кохлеарный имплант.
Чем объясняется необходимость протезировать ребенка в возрасте до года?
1. Время. Самый главный фактор в коррекции любого нарушения - это время. У малыша в возрасте до 1-2 месяца нет слуховых реакций, они находятся в стадии формирования. Малыш слышит, но еще только учится поворачивать голову на звук и сосредоточиваться на нем. Если задержать период появления слуха, например, до 3 лет, то и первые слуховые реакции будут через 3 года и 2 месяца. А ведь в этом периоде у слышащего ребенка уже сформирована речь. И глухой ребенок попросту опоздает в своем развитии. Поэтому протезировать глухого ребенка нужно как можно раньше. Не нужно ждать периода, когда это станет актуально. Слух, зрение, ноги и руки человеку нужны всем в любом возрасте. Дети, которые постоянно носили слуховые аппараты и им рано сделали операцию, развиваются лучше, чем дети, которые не носили слуховые аппараты до операции. Чем меньше ребенок пребывал в состоянии глухоты, тем быстрее включились процессы формирования восприятия и речи.
2. Сензитивными периодами в развитии речи. Все речевые навыки закладываются в раннем возрасте. Психологи определили очень важные периоды развития в жизни детей - «чувствительные» окна, которые открываются и закрываются в определённые возрастные сроки, назвав их - сензитивные периоды развития. Это периоды в жизни ребенка, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств.
Приведу пример сензитивных периодов для развития речи:
- 0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.
- 1-1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.
- 2-2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.
- 2,5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.
- 3,5-4 года: осознанное употребление речи.
- 4-4,5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем.
- 5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т.е. понимать чужие мысли.
Периоды формирования речи следуют один за другим. Кажется, что если сдвинуть формирование тех или иных навыков на более поздний срок, то на тот же срок сдвинутся все остальные процессы.
Например, если слух ребенку протезировать в 2 года, то на 2 года позднее ребенок начнет слышать, на 2 года позднее говорить... Но это не так. И проблема пропуска сензитивных периодов намного серьезнее.
Пропуск каждого периода влечет за собой не только опоздание в формировании других периодов в формировании речи, но и существенное увеличение времени между формированием тех или иных навыков, а часто и полное их отсутствие. Ребенок с пропущенными сензитивными периодами рискует никогда не догнать сверстников в речевом развитии.
Я описала очень грубую схему опаздывания ребенка в формировании речевых навыков. Отсутствие слуха сказвается не только на формировании речи, но и на формировании всех остальных психических функций. Сензитивным периодам будет посвящена отдельная статья.
3. Формирование у ребенка потребности в слухе. Чем раньше ребенок будет носить слуховой аппарат, тем быстрее привыкнет к нему, и слуховые ощущения станут неотъемлемой частью его жизни. Он будет хотеть слышать. Ребенок, выросший без слуха не имеет в нем потребности так же, как у вас нет потребности в третьей ноге. Какой бы ужасной ситуация вам ни казалась, в большинстве случаев глухие дети не считают себя обделенными, потому что они не знают иного, и оно им не требуется.
6. Спонтанное формирование речи. Глухие дети в слуховых аппаратах начинают формировать свою речь уже в младенчестве. Они начинают лепетать и самостоятельно формировать связь "речь - слух". А это спонтанное обучение, которое положительно отразится на развитии речи вашего ребенка.
7. ...Да мы операцию ждем... Не нужно уповать на одну только операцию. Пока вы доберетесь до операции может пройти несколько лет. И случаи ожидания по несколько лет нередки. Несколько лет или пара месяцев до операции слуха в слуховых аппаратах лучше, чем ничего. Даже один месяц сдвинет вашего глухого ребенка с мертвой точки.
8. Речь и дальнейшая жизнь ребенка бесценны. Не нужно переживать, что малыш испортит слуховые аппараты. Слуховые аппараты можно купить. Нельзя купить ребенку новый мозг с готовым набором развитых психических функций. На их развитие уходят годы труда - вашего и труда малыша.
4. Зачем протезировать глухого ребенка слуховыми аппаратами, если он в них ничего не слышит?
Слуховые ощущения очень индивидуальны. Давайте подумаем, чем ограничены слуховые возможности ребенка?
1. Ограниченным состоянием его слухового анализатора.
Глухота возникает вследствие повреждения или дефицита волосковых клеток улитки. Ребенок не имеет способности воспринимать соответствующие звуки. Чем больше клеток повреждено, тем больше звуков ребенок не слышит.
Кохлеарный имплант полностью берет на себя функцию волосковых клеток улитки. Слуховой аппарат усиливает звуки и дает возможность уху работать на тех участках, на которых есть некоторое количество сохранных клеток.
2. Ограниченным состоянием слуховой коры головного мозга.
Слуховая кора-это сеть областей в той части мозга, которая получает сигналы от слуховых путей. Считается, что благодаря сложной сети внутренних и внешних связей слуховая кора обеспечивает сознательное восприятие звука и обеспечивает основу для понимания и производства значимых высказываний.
Если уши ребенка не получают слуховых ощущений, то кора не развивается. Следовательно реакции на слух мозг не дает. Если же уши ребенка получают хотя бы минимальную звуковую информацию при помощи слуховых аппаратов, то слуховые центры головного мозга начинают развиваться, мозг начинает реагировать на звуковые стимулы, он развивается. Неточно, неполноценно, ограниченно, неполно, но развивается. Постоянное использование слухового аппарата позволяет значительно повысить качество слухового восприятия, ношение слухового аппарата способствует активизации слуховой активности. К моменту операции кохлеарная имплантация, мозг уже научен реагировать на некоторые звуковые сигналы, а значит реабилитационный процесс у такого ребенка пойдет быстрее. Он быстрее выдаст первую реакцию на звук, быстрее соединит звук с речью, быстрее заговорит. Стоит ли это покупки слуховых аппаратов? Конечно стоит. Время бесценно. Слуховые аппараты можно купить. Нельзя купить ребенку готовую голову с развитыми слуховыми центрами.
5. Если ребенок постоянно снимает слуховой аппарат.
Если вы из тех, кто ждет операцию, то с речевым процессором вас будет ждать то же самое. Сначала ребенок снимает слуховой аппарат, потом он будет снимать речевой процессор. Но чем раньше ребенок слухопротезирован, чем раньше у него сформируется необходимость в слуховых ощущениях, тем лучше. Ребенок может снимать аппарат по причине некорректной настройки или же слух попросту не нужен ребенку. В первую очередь нужно убедиться, не доставляет ли ребенку дискомфорт звуковые ощущения и, что реже, сам аппарат на ухе. Адекватна ли настройка? Не натирает ли аппарат? В этом вам поможет ваш аудиолог и сурдопедагог. Если настройка хорошая и аппарат сидит хорошо, заинтересуйте ребенка в ношении слуховых аппаратов или речевого процессора, играйте в игры, читайте стихи, потешки, песенки, можно кататься «по кочкам», играть с погремушками (для начала лучше выбрать тихие варианты), активно общаться с ребенком, искать спрятанные звучащие игрушки.
6. Выводы:
1. Решая вопрос о необходимости протезирования ребенка с 4 степенью тугоухости слуховыми аппаратами, нужно опираться не от того, насколько это целесообразно, а от того, собираетесь ли вы вообще заниматься развитием слухового восприятия или нет? Даже если ребенок услышит в аппарате 1 громкий звук, это будет начало развития слуха и движение вперед.
2. Чем раньше протезирован ребенок, тем быстрее и легче пойдет его реабилитация.
3. Время бесценно. Слуховые аппараты можно купить. Нельзя купить ребенку готовую голову с развитыми слуховыми центрами.
Это был второй шаг из семи непростых шагов на пути к достижению вашей цели. Впереди их еще 5.
Статьи слухопротезировании: "Нужно ли носить слуховой аппарат при большой потере слуха?"
Предыдущая статья "Комплексная диагностика"
Следующая статья "О развитии слухового восприятия"