Что такое Кунсткамера в Санкт-Петербурге, наверное, знает каждый образованный человек в России. Пояснять нет смысла. Обращу лишь внимание, что название произошло от немецкого слова «куншт» - «редкость».
Считается, что Пётр Алексеевич Романов – император Пётр Первый – он же – Великий, стал собирать разные странности в 1714 году. Тогда он выкупил самые первые экспонаты для Кунсткамеры, получив их от голландца Фредерика Рюйши. Иностранец был бальзамировщиков и собирал всякие физиологические отклонения. Какие именно – не буду указывать. Можно посмотреть, что сейчас имеется в Кунсткамере.
Изначально все экспонаты хранились в Зеленом кабинете Летнего сада. А в 1718 году их перевезли в Кикины палаты на Васильевский остров.
Народу русскому было, конечно, интересно посмотреть на всякие странности. Но всё же люди неохотно посещали Кунсткамеру. Совсем мало было посетителей. И тогда Пётр Алексеевич пошел на один интересный маркетинговый ход. Впрочем, ничего маркетингового в нем не было. Потому что император никакой прибыли не получал, а, наоборот, тратил деньги. Поэтому ход, скорее, был пропагандистским. Хотелось царю, чтобы в его Кунсткамеру народ ходил.
Но люди поговаривали, что на этом месте лежит печать Антихриста. Также рассказывали, что ночью по Кунсткамере бродят тени.
Император ввел два новых правила:
1. Сделал бесплатным вход.
2. Приказал каждому посетителю у входа наливать стопку водки или стакан вина. А непьющим предлагали кофе.
Эти правила несколько улучшили ситуацию.
В 1734 году Кунсткамера переехала в новое здание. А в 1747 году в здании произошел пожар. И люди снова стали говорить о нечистой силе.
Рассказывали, что бесы якобы стали причиной возгорания, то есть устроили пожар.
Буржуа и другие
Наверное, самая известная история про Николя Буржуа – француза, который служил гайдуком у Петра Алексеевича. Иностранец отличался высоким ростом – 2 метра, 26 сантиметров.
Когда этот француз ушел из жизни, то его скелет и сердце поместили в Кунсткамеру.
В целом, ничего особенного этот экспонат не представлял собой. Скелет был большой. И всего-то!
Интересно другое: по слухам, когда случился тот самый пожар в 1747 году, череп Буржуа потеряли. Люди рассказывали, что с тех пор скелет начал ходить по ночам по Кунсткамере и искать свою голову.
Был среди экспонатов живой человек – Фёдор Игнатьев. Его рост составлял всего лишь 126 сантиметров. У этого взрослого человека на одной из рук и на двух ногах было всего по два пальца. Казалось, что это какие-то клешни.
Игнатьев сильно не переживал по поводу своей внешности. Жилось ему неплохо. А сам Пётр Алексеевич, приходя в Кунсткамеру, здоровался с карликом за руку. Это, конечно же, была большая честь для Игнатьева.
33 несчастья
Ходят слухи, что в Кунсткамере есть экспонаты, от которых лучше держаться подальше. Во-первых, это часы в корпусе красного дерева. Они не ходят. Вернее, начинают ходить лишь изредка, всегда останавливая стрелки на 9 часах и 45 минутах. После этого якобы обязательно из жизни уходит кто-то из сотрудников музея.
А еще есть статуэтка кошки. По легенде, она иногда моргает. И, если человек это увидит, то не выживет.
Рассказывают и еще более жуткую историю: якобы один студент решил переночевать в каморке, где находилась статуэтка. Но наутро человека не нашли. Только кошка довольно улыбалась.
Головы
Долгое время считалось, что где-то в подвалах хранятся заспиртованные головы двух довольно известных исторических личностей:
1. Виллим Монс – это тот человек, с которым крутила роман Екатерина Первая. Этого человека отправить в мир иной распорядился сам Пётр Алексеевич.
2. Мария Гамильтон – это женщина, которая была фавориткой Петра Первого, но родила ребенка от денщика Ивана Орлова. Самое страшное, что она избавилась от своего чада. Пётр и её приказал казнить.
Некоторые исследователи пытались отыскать эти головы, но так ничего и не обнаружили. Скорее всего, это просто легенда. Но ничего однозначно сказать нельзя. Если головы не нашли, то это не значит, что их нет.
Может быть, вы знаете какие-то легенды Кунсткамеры. Пишите! Рассказывайте!