Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» ― это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись “буйвол”, ― не верь глазам своим».
Обманки в искусстве ― это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое ― далёким, а неживое ― живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность: его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
Сегодня мы хотим рассказать про обманки, получившие распространение в XVIII веке. В это время большой популярность пользовался нюхательный табак. И, соответственно, были распространены табакерки. Они изготавливались из самых разных материалов, имели различные формы. Среди них можно выделить так называемые пакетовые или пакетошные табакерки. Они имитировали запечатанные белые почтовые пакеты. Их крышки уподоблялись лицевой стороне конверта с адресом и адресатом, дно напоминало оборотную сторону, скреплённую сургучной печатью.
Подобные обманки бытовали в странах Западной Европы в середине XVIII века. Их создавали из фарфора или металла, покрытого белой эмалью. На поверхности табакерок часто помещались шутливые анонимные надписи. Ниже – образец , из меди, серебра и эмали, адресованный Мадемуазель Безразличие, Графине Хладнокровие под её прекрасные очи на несравненную улицу Благоразумия, на остров Мудрости. Внутри табакерка украшена изображением пары, прогуливающейся среди пышной зелени.
Другая табакерка европейской работы принадлежала мужчине. На крышке находится надпись: «Господину Учтивость в Вену», на внутренней стороне крышки – другая: «Полагаю, ничто не достойно такого доверия, как Достоинство и Ум».
Ещё одна табакерка из коллекции Эрмитажа имеет необычную форму. Она была адресована Господину Бережливому, Ему самому. Внутри – портрет очаровательной дамы с веером в руках.
В России пакетовые табакерки появляются в середине XVIII столетия. Они стали одними из ранних массовых изделий Невской порцелиновой мануфактуры (Императорского фарфорового завода). В это время на производстве активно работал Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758), с именем которого связано появление русского фарфора.
В первой отечественной регулярной газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 19 марта 1753 года сохранилось следующее объявление: «Господин бергмейстер Виноградов объявляет всем знатным особам, а особливо придворным, обоего пола, которыя изволят иметь порцелинныя табакерки в форме пакета, с надписьми, те б изволили присылать к господину Советнику Монетной Канцелярии Ивану Андреевичу Шлаттеру, в Санкт Петербурге, формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он, г-н Виноградов, желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку с надписью, кроме отделки, по 20 рублей».
Отличительной особенностью отечественных пакетовых табакерок можно назвать то, что на них чаще всего писали настоящее имя «получателя». Ниже представлены образцы Александры Алексеевны Волковой и Саввы Ивановича Креницына.
При этом надписи на табакерках иногда даже копировали почерк заказчика. Для этого мастера прибегали к старинному способу перенесения изображения, так называемому припороху. Способ заключается в том, что линии букв, написанных на листке-исходнике, прокалывались иголкой. Бумага помещалась на заготовку, сверху на неё посыпали красящий порошок, который через отверствия проникал на поверхность будущего предмета. Затем достаточно было соединить полученные отметки и таким образом получить копию почерка заказчика.
Другие пакетовые табакерки имели надпись каллиграфической скорописью. Ниже – образец, «отправленный» императрице Елизавете Петровне.
Ещё один пример со скорописью – табакерка графини Анны Карловны Воронцовой, которая с 1742 года была статс-дамой, а с 1760 года – обер-гофмейстериной при дворе Елизаветы Петровны и затем императрицы Екатерины II.
Во второй половине XVIII века мода на подобные табакерки постепенно проходит. Вспомнили о них в прошлом веке, когда, в 1913 году, вышла из печати книга «Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода». Её автор – Сергей Николаевич Казнаков (1863–1930) – увлечённый коллекционер и заметная фигура общественной и художественной жизни России конца XIX – первой четверти XX века.
Сегодня пакетовые табакерки находятся в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Кунсткамеры и других музеев.
Мы традиционно заканчиваем публикацию загадкой. Рассматривая иллюстрации сегодняшней статьи, вы могли заметить, что пакетовые табакерки, хоть и напоминают письма, но всё же принять их за оригинал едва ли возможно. Поэтому наша сегодняшняя загадка не связана напрямую с письмами, но напоминает о них. Как вы думаете, что за предмет изображён на иллюстрации ниже?
Ждём ваших ответов в комментариях!