Моя мама помогала нам с сестрой с уроками до пятого класса. В то время, когда мы болели, (а болели мы много и часто, поскольку в сад перед школой не ходили), мама была нашим учителем: в первом классе она подходила к учителю и узнавала, что нужно было разобрать с нами, пока мы болели.
Я училась на отлично. Учёба давалась мне легко. Моя сестра игнорировала первое время правила орфографии по русскому языку, но, начиная с пятого класса, она училась уже хорошо, а школу закончила на 8 и 9. Но в этом большая заслуга моих родителей! Мама помогала Юле в начальной школе со всеми уроками, кроме обучения чтению. Читать мою сестру учил папа: у него было больше терпения, и он меньше нервничал.
Помню, как в пятом классе наш пожилой и очень умный учитель истории задал нам в качестве домашнего задания кроссворд по теме "Легенды и Мифы Древней Греции". В кроссворде были имена богов и героев. Дома у нас этой книги не было, и о ней я услышала впервые в читальном отделе нашей городской библиотеки. В читальный зал я пришла с мамой. И туда же (а это было воскресенье) пришла моя подруга. И тоже со своей мамой. Вот так мы и работали в восемь рук и четыре головы. Воспоминания от этой совместной работы у меня остались самые лучшие. Мама не бросила меня разбираться с новым предметом самой, а для ребёнка это ох как важно!
Когда моя дочь пошла в школу, я много внимания уделяла её урокам. Я как раз сидела в декрете с младшим ребёнком, и времени у меня на это было достаточно. Во-первых, я переняла модель помощи с уроками дочке из родительской семьи. Но один момент я всё же изменила, правда, не сразу.
Моя дочка Вера - совсем неаккуратный ребёнок. Ей было свойственно писать и зачёркивать ( хорошо замалякивать то, что было написано неправильно) и мазать при написании слов, что её работы были хоть и достаточно грамотными, но грязными. А вот почерк был у Веры вполне себе приличный.
Моя мама в случае неаккуратного написания мною домашней работы очень осторожно вынимала лист и вставляла новый. А домашнюю работу я должна была переписать заново: без зачёркиваний и ошибок. Иногда приходилось переписывать и часть классной работы.
Так вот, я тоже самое решила проделать со своей дочерью. Дочка моя была девочкой достаточно послушной в этом плане. И вот когда она в девятый раз села переписывать одну и ту же работу (сама, я была на работе тогда), чтобы та была без помарок, я поняла, что Верина мать (то есть я) - изверг, и это не обучение и воспитание, а издевательство над ребёнком.
Больше Вера ничего не переписывала. Её тетради и сейчас далеки от идеала. Но Вера не делает никому ненужную работу. Лучше правило лишний раз повторить, чем бездумно переписывать одно и то же.
С Верой я делала уроки до пятого класса. С пятого по седьмой класс дочка получала нашу с мужем помощь в случае необходимости. То есть уже нерегулярно. Но я проверяла наличие письменных домашних заданий, иногда читала их внимательно, и тогда на полях стояли галочки, которые указывали на количество ошибок в строке. Ошибки я не исправляла никогда. Их надо было найти Вере самостоятельно. Но вот правила могла объяснить столько раз, сколько было нужно.
В седьмом классе, когда дочка стала делать уроки сама, её отметки резко упали вниз. Мне даже звонила по этому поводу Верина классная. Но я ей объяснила, что Вера пробует сейчас всё делать самостоятельно, а для того, чтобы этому научиться, надо время. Постепенно отметки стали выравниваться. Но не все. Зато стало понятно, какие предметы даются Вере легко, а какие - нет. По математике с домашними заданиями дочке помогал папа. Но на её знаниях это, к сожалению, никак не отражалось. Не понимала она папины объяснения. Английским языком я занималась с Верой дополнительно раз в неделю. Но мы работали не по школьным учебникам, хотя по школьной программе. Два года Вера ходила к репетиторам по русскому и белорусскому языкам. Об этом тоже надо будет рассказать подробнее. Так же, как и о математике. Но это будет в отдельной статье.
О том, как именно я помогаю своим детям с д/з я напишу отдельную статью. В этой постараюсь ограничиться более общей информацией.
Сын в этом году заканчивает четвёртый класс. Уроки он делает сам. Я даю ему больше свободы, чем давала дочери. Во-первых, я учусь на своих ошибках, а, во-вторых, сын не терпит никакого контроля с нашей стороны, поскольку он сам всех порывается контролировать. И, в-третьих, он очень ответственный ребёнок. Он не ляжет спать, не сделав уроки. Причём старается их сделать хорошо. Его "хорошо", правда, несколько отличается от моего "хорошо", поэтому мне иногда приходится немного корректировать процесс подготовки к урокам, но несильно.
На данный момент сын полностью делает сам литературу (и русскую, и белорусскую), с большего английский (я могу проверить, и указать на ошибки, которые Серёжа должен исправить сам). Человек и Мир он делает тоже сам (в этом году это история Беларуси на белорусском языке). Языки (русский и белорусский): проверяю домашнее задание в тетради. И правила спрашиваю. Если надо, правила объясняю. Но в последнее время в этом нет необходимости.
Сын учится на 8-9. В Беларуси десятибалльная система. Дочка училась на девятки. Но я с ней сидела над уроками дольше. С сыном не сижу. Он сам за мной хвостиком ходит, если что-то непонятно.
***
5 класс. Начало уроков в 8.00. Ко мне приходят на первый урок дети. И все сонные. Встали в 7.00. Легли в 24.00. Спецкласс с углубленным изучением немецкого языка. Дети в этой группе учатся на 8-10. До 24.00 делали уроки. На мой вопрос, часто ли так поздно ложатся спать, ответили, что да. Но иногда им везёт, и они уже в 23.00 в постели. Норма сна у детей этого возраста должна быть 9-10 часов в сутки. Столько они спят только на каникулах.
***
А бывает и так...
Был у меня ученик-шестиклассник. Учился на 2-3. Д/з не делал, так как ничего не понимал. С ним я работала иногда на уроке отдельно. Мальчик был очень хороший, и отношения у нас с ним были отличные. Но почерк у него был нечитаемый. А тут проверяю я как-то домашние задания, и у него они написаны чётко, красиво и правильно. Отметку хорошую я ему поставила, но была очень удивлена, конечно.
С тех пор домашние работы стали в тетради появляться регулярно. Но вот в чём была загвоздка: домашние и классные работы были написаны разным почерком. И классные - с тьмой ошибок.
Как-то пришла его встретить после уроков мама. Вторая смена, у нас был последний урок. И я у неё осторожно спросила, кто делает с сыном дома английский. Она ответила, что это она. Но она английского вообще не знает: она в школе немецкий учила. Но с ГДЗ теми же буквами переписать может. Видно было, что ей неловко было это говорить.
- Так хоть что-то в тетради написано будет. Сына заставить сесть за английский не могу. Он ничего не понимает.
Я попросила её больше так не делать. И она меня услышала. За год моей работы в этом классе мальчик не выучил английский язык, конечно. Но что-то он мог сделать сам. Три за год вышло. А текущие были и четвёрки и пятёрки. (4- три с плюсом, 5 - четыре с минусом).
***
Моя приятельница и учительница начальных классов, мама троих детей, НИКОГДА не помогала никому из своих детей делать уроки. Поскольку считала, что учиться - это их обязанность. А уроки - это их ответственность. Не понял - твои проблемы. Есть учитель в школе. И учебники дома.
Все её дети учились средне в начальной школе. И ниже среднего в средних и старших классах.
***
Моя коллега (учительница английского языка, муж - учитель истории и директор одной из школ в большом посёлке нашей области) спешила после работы домой, чтобы помочь сыну-семикласснику с уроками. Знаю, что он ей пересказывал физику, химию, историю и географию.
***
Ещё одна коллега делала уроки с сыном, который шёл на медаль, до 11 класса включительно. Все уроки. Очень уставала, постоянно жаловалась нам, но всё равно делала. Сын закончил школу с медалью, поступил в вуз и бросил его после второго курса.
Почему я не делаю со своими учениками домашнее задание, которое задают в школе?
Стресс в школе: как помочь ребёнку его избежать или уменьшить?
Уважаемые родители, вы помогаете своим детям делать уроки? Если да, то как? Если нет, то почему? Интересно выслушать ваше мнение на этот счёт.
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#уроки
#школа
#домашнее задание
#дети и родители