Есть у меня одна приятельница, с которой мы работали раньше вместе в одной школе. По профессии она - учитель начальных классов и ещё дефектолог.
Звоню ей не так давно поздравить с Днём Рождения и узнаю, что прямо накануне этого самого дня Наталья (назовём её так) уволилась из школы, где работала достаточно долгое время. И школа эта - самая красивая и благоустроенная в нашем городе, где обучаются среди прочих дети с ОВЗ. То есть в этой самой школе есть инклюзивные классы. Пока это так сказать "эксперимент" в нашем белорусском образовании, поэтому всё идёт методом проб и ошибок.
Наталья Юрьевна последние четыре года работала именно в таком классе. Не подумайте, что её кто-то заставлял. Несмотря на сложность работы с детьми с ОВЗ, в работе всё же есть для учителей некоторые плюсы: маленькая наполняемость классов, например, и какие-то доплаты. Хотя есть и один огромный минус - вот уже несколько лет как учителя в таких классах не имеют помощников, которых у нас всё ещё пока никто не называет тьюторами. То есть представьте себе ситуацию: ведёт Наталья Юрьевна урок, а Федя с ДЦП захотел посетить туалет. И Феде уже 10 лет, и весит он 50 кг. И Наталья Юрьевна тоже весит 50 кг с небольшим, поскольку, имея троих собственных детей и учеников с ОВЗ, будешь стройным, как лань.
Так вот, работала Наталья Юрьевна, как говорится, за себя и за того парня. Не знаю, какие успехи показывали её особенные ученики, но вот остальные дети были всегда спокойные и выдержанные, поскольку на уроках была хорошая дружелюбная атмосфера. И знания Наталья Юрьевна давала прочные. Я, честно сказать, работала раньше в её классе. Поэтому знаю это, что называется, от первого лица.
Наталья Юрьевна выпустила этот сложный в эмоциональном и физическом плане класс и набрала первоклассников. Родители были ей довольны, дети её обожали. Но вот в один не очень прекрасный момент случилось следующее: Наталью Юрьевну вызвали к директору "на ковёр" и обвинили в том, что она завысила отметки по основным предметам (русский язык и математика) некоторым своим ученикам, которые на данный момент уже учились в пятом профильном классе. Профиль был с повышенным уровнем изучения английского языка. И для прохождения туда надо было иметь определённый средний бал и отметку по английскому языку не ниже 7.
Жаловаться на Наталью Юрьевну пришли учительницы математики и русского языка. И тут директор выяснила для себя один интересный нюанс: один из учеников, которому Наталья Юрьевна, по мнению коллег, завышала отметки, был её собственный сын Коля, который учился в течение всех четырёх лет в классе у Натальи Юрьевны. Почему этот момент (то, что Наталья Юрьевна была классным руководителем своего сына) выяснился только сейчас, не знаю. Наверное, никого это особо раньше не интересовало. Поскольку ещё одна учительница была у своей дочери тоже классной в начальной школе. И ещё одна вела в классе своей дочери географию. Это те случаи, о которых я точно знаю. Но, возможно, их было и больше.
Так вот, сын Натальи Юрьевны закончил первую четверть пятого класса с пятёрками по русскому языку и по математике. До этого в его аттестате за четвёртый класс были восьмёрки. Может так сильно просесть успеваемость в первой четверти пятого класса? Отвечу как учитель и как мама: может. Тут может сказаться и момент адаптации к кабинетной системе и новым учителям-предметникам, и темперамент ученика (Коля - флегматик с примерным поведением), и сами предметы становятся заметно сложнее. Если говорить объективно, то по результатам первой четверти уж точно рано делать выводы.
Но коллеги-предметники стали ставить перед директором вопрос ребром: перевести Колю как неуспевающего ученика в обычный базовый класс. Хотя по профильному предмету (по английскому) у мальчика была 8.
Наталья Юрьевна в сердцах решила уволиться из школы, где её и её работу как специалиста не смогли оценить по достоинству. А сыну попросила дать второй шанс.
***
Встретила её недавно в детской поликлинике, куда мы привели наших заболевших детей (я - дочку, а она - среднего сына). Наталья Юрьевна через несколько дней после нашей встречи должна была начать работу педагогом-дефектологом в обычной средней школе, которая тоже находится недалеко от её дома.
P. S. Мои дети учатся не в тех школах, где работала когда-либо я. И я не хотела бы их туда отдавать. Хотя некоторые школы имеют хорошую репутацию и преподавательский состав. А вот дети моих коллег учатся кто где. И не менее 50 % детей моих бывших коллег учатся в той же школе, где работают их родители.
Это страшное слово "инклюзия". Правда и мифы о детях с ограниченными возможностями
Вот уже какое-то время меня мучает вопрос: стоит или не стоит быть классным руководителем у своих детей? Или вообще лучше работать в не школе, где учатся свои дети? Что думаете, друзья? Хотелось бы услышать мнение и учителей, и родителей.
#дети с ОВЗ
#инклюзивное обучение
#инклюзия
#учитель и администрация
#учитель и ученик