Одно из множества звучных имён, которыми наградила Петербург история - "Столица русского балета". Именно в городе на Неве зародился русский балет. В Санкт -Петербурге была основана русская балетная школа, которая подарила миру величайших танцовщиков. До 21 мая в Центральном выставочном зале "Манеж" в Петербурге открыта масштабная выставка, посвященная русскому балету. Проект представляет собой путешествие в историю создания и развития балетного танца. Это путешествие происходит с аудиосопровождением - каждому посетителю выдают наушники. Посетителей проводят по выставке голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова. В наушниках звучит классическая музыка. Настоящее погружение в мир балета.
В самом начале выставке находится стенд с именами деятелей XVII-XVIII веков, причастных к формированию балета в России.
В начале в России существовали придворные театры, на их сценах блистали иностранные труппы. Затем при дворах стали обучать актерскому мастерству крепостных. В 1672 году при дворе Алексея Михайловича был поставлен спектакль "Орфей и Эвридика". На выставке представлена сцена из этого спектакля.
В 1732 году в Санкт -Петербурге основывается высшее учебное заведение для дворян- Сухопутный шляхетный корпус. 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении "Русского для представлений трагедий и комедий театра". Директором первого русского театра был назначен А.П. Сумароков. Он сформировал русскую актерскую труппу, ядром этой труппы стали актеры-любители из Ярославля: Ф.Г. Волков, Я.Д. Шумский, И.А. Дмитревский. По указу Елизаветы Петровны они получили профессиональную подготовку в Сухопутном шляхетном корпусе.
Первая часть экспозиции называется "Царская ложа". Она посвящена ключевым вехами исторических событий дореволюционной России. Здесь представлены яркие образы из театральных постановок. На выставке представлено около 1000 предметов, все они оригинальные. Выставка сформирована из экспонатов 46 музеев и библиотек из разных регионов России.
Русский музей предоставил "Портрет Ивана Якимова в костюме Амура" 1790 года. Рядом с ним располагается прекрасная "Психея" конца XIX века, предоставленная "Эрмитажем".
Выставку украшает скульптура Амура и Психеи XVIII века, предоставленная Государственным музеем-заповедником "Гатчина".
"Амур с дельфином" XIX века работы итальянского скульптора Андреа дель Верроккью - экспонат Государственного Эрмитажа.
На выставке есть предметы военной тематики , которые относятся к балету "Восстание в серале"- это шлем из папье- маше и каста из меди..
На выставке есть уникальные вещи XIX века- балетные туфельки и веер. Балетные туфельки предоставлены Санкт -Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства. В этом музее находятся балетные туфельки Марии Тальони и других мировых звезд балета.
Государственный архив Российской Федерации предоставил для выставке уникальный экспонат- альбом с фотографиями артистов Петербургского императорского балета. Этот альбом принадлежал императору Александру II.
Украшают выставку фарфоровые скульптуры XXI века серии "Народности России", предоставленные императорским фарфоровым заводом.
Из "Царского Села" на выставку "приехал" уникальный веер 1879 года "Костюмированный бал". Санкт -Петербургская государственная театральная библиотека предоставила альбомы с эскизами костюмов к спектаклям Мариинского театра в постановке Мариуса Петипа 1883 и 1870 годов.
В первом зале в одной из витрин находится инсталляция- реконструкция 2-й картины 1-го акта из балета "Лебединое озеро" 1895 года. В хореографии Петипа принц охотился не один, а Одетта была окружена другими заколдованными девушками. С 1933 года этой сцены в балете больше нет, встреча Зигфрида и Одетты происходит наедине.
На выставке много исторических сценических костюмов. В одной из витрин находятся костюмы к балету "Спящая красавица" 1890 года . Их предоставил Санкт -Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Интересный экспонат на выставке- Коронационный альбом Александра III 1883 года. Это подлинник, его предоставил Российский государственный исторический архив.
Из фондов Санкт -Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства на выставке находится эскиз занавеса Мариинского театра 1914 года, выполненный выдающимся художником Головиным.
Еще один уникальный экспонат выставки - мундир Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Этот мундир принадлежал императору Николаю II. Рядом с мундиром находится парадное придворное платье, выполненное в Париже в конце XIX века. Эти вещи являются частью коллекции музея "Царское Село".
На одной из экспозиций музея можно рассмотреть платье и балетные туфельки, принадлежащие Кшесинской. Их предоставил Государственный архив Российской Федерации.
На выставке присутствует еще одна работа Головина- эскиз декорации к опере "Орфей и Эвридика", 1911 год. Этот экспонат предоставил музей "Петергоф".
Осмотр первого зала заканчивается просмотром отрывков из балета, которые показываются в декорированной сцене театра.
Следующий зал на первом этаже посвящен эскизам и костюмам. Костюмы находятся на постаментах, наступать на которые нельзя. Подписи к костюмам находятся далеко и прочитать их порой невозможно. Небольшое упущение организаторов выставки.
Среди экспонатов- слепок ноги Анны Павловой, выполненный Фредманом- Клюзелем в 1913 году. Экспонат предоставлен Санкт -Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства. Я недавно была в этом музее. Там стоит точно такой же слепок. Который из них копия- сказать сложно.
Эти костюмы к балету "Павильон Армиды" были выполнены по эскизам А.Н. Бенуа в 1907 году.
На выставке представлены эскизы сценических костюмов работы А.Н. Бенуа.
Представлена здесь и знаменитая "Азбука в картинках" 1904 года работы А.Н. Бенуа. Ее предоставил музей "Петергоф".
Яркие солнечные кокошники к балету "Жар-птица" были выполнены в 1921 году по эскизам Головина .
Как солнышко зал освещает костюм Жар-птицы. Это реконструкция костюма, выполненная в 2019 году. Автором эскиза исторического костюма является Бакст.
В зале находятся эскизы костюмов Бакста к другим балетам.
В зале находятся эскизы костюмов 1931 года к балету "Жар-птица" еще одного знаменитого художника- Билибина.
В зале расположена более ранняя работа Билибина- эскиз декорации 1917 года к балету "Петрушка"
В этом же зале размещены несколько плакатов. Один из них- плакат с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды к первым гастролям антрепризы Дягилева.
С Дягилевскими "Русскими сезонами" связан еще один экспонат- фарфоровая статуэтка 1920 года, изображающая Тамару Карсавину в роли Зобеиды из балета "Шехерезада".
Следующий зал экспозиции связан с историей советского балета.
В советский период в балете появились совершенно новые образы. Вот например костюм, который носит название "Американский флот" к балету "Болт".
Этот период связан с творчеством выдающейся балериной- Майей Плисецкой. В зале представлен ее портрет в роли Кармен, выполненный Шегалем в 1969 году. Этот портрет для выставки предоставил Большой театр России.
В зале расположены фарфоровые статуэтки звезд балета: Павловой, Улановой, Вагановой, Карсавиной и других.
Продолжение экспозиции находится на втором этаже. Раздел "Школа" посвящен деятельности выдающихся педагогов и их учеников. В одной из витрин представлены личные вещи Вагановой.
Рядом находятся концертные костюмы Вагановой 1914 года. Предоставлены эти костюмы Санкт -Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства.
В этом зале посетители могут поприсутствовать на уроке Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.
В небольшом зале находится экспозиция "Анатомия балета". Она позволяет узнать, что происходит с телом исполнителя с позиции общих законов физики и биомеханики.
А следующий зал- это "Костюмерный цех". В нем демонстрируется трансформация канона женского балетного костюма. На манекенах представлены реконструкции балетных костюмов известных балерин.
Вокруг манекенов в витринах представлены сценические костюмы из разных балетов. Глаза просто разбегаются.
Среди остальных выделяются костюмы к балету "Драгоценности" , премьера которого в Большом театре состоялась в 2012 году.
Костюм Плисецкой к партии Одетты 1956 года.
Костюм к балету "Дивертисмент короля" 2016 года
В одной из витрин представлены домашние туфли Петра Ильича Чайковского. Их предоставил Государственный мемориальный музыкальный музей -заповедник П.И. Чайковского.
Интересны старинные фотографии.
На экспозиции представлены балетные туфельки Кшесинской, Карсавиной, Соколовой, Прихуновой и других балерин XIX века.
Выставка очень насыщенная, разносторонняя. Она будет интересна не только истинным поклонникам балета. Работать она будет до 21 мая.
- Адрес: Исаакиевская площадь, дом 1.
- Время работы: в будние дни с 12 .00 до 21.00 , по выходным с 11.00 до 21.00.
- Билеты лучше приобретать заранее на официальном сайте: manege.spb.ru
Многие экспонаты на выставке были предоставлены Санкт -Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства. Музей очень интересный. В нем собраны уникальные экспонаты. Выставка "Первая позиция. Русский балет" не содержит информацию об истории петербургских театров, об опере и драматических постановках. Эту информацию можно получить в указанном музее.