Пьеса Максима Горького «На дне» – одна из самых известных в отечественной литературе начала 20 века. В ней автор изобразил жизнь маргинальных слоев населения, которые влачат жалкое существование в нищенской ночлежке. Эти люди озлоблены на жизнь вообще и друг на друга – в частности. Между ними периодически вспыхивают конфликты с рукоприкладством и даже с угрозой физической расправы. И вот в этом омуте отверженных, униженных и оскорбленных однажды появляется странник Лука. В отличие от обитателей ночлежки, он – добр, отзывчив, мягок и общителен. К каждому герою он находит свой подход, каждому говорит ласковое, утешительное слово, которое греет душу и вселяет надежду на лучшую участь.
Под влиянием его слов обитатели ночлежки на какое-то время воспрянули духом и даже начали строить планы на будущее. Так, Актер решил завязать с пьянством и лечиться в больнице, о которой ему рассказал Лука. А девушка Наташа чуть было не связала свою жизнь с молодым вором Васькой Пеплом, который – несмотря на сомнительный род деятельности – оказался в целом неплохим парнем. Но эти планы рухнули в одночасье, как карточный домик, и ночлежка снова погрузилась в омут житейских страстей.
Часто можно встретить мнение, что Лука подарил героям ложную надежду, а потом исчез, так как понимал невозможность ее осуществления. Однако в действительности это не так. Лука пробудил в ночлежниках то хорошее, что они, судя по всему, до сих пор сами в себе не замечали. Его добрые слова напомнили им о том, что они – в первую очередь, люди, несмотря на свое жалкое состояние и на нищенскую обстановку. Он не произносил громких фраз о том, что «человек – это звучит гордо», но каждому дал конкретные житейские советы. Однако Лука не мог устроить судьбы героев. Человек – кузнец своего счастья: он делает выбор между добром и злом, который определяет его жизнь.
Печальный финал пьесы - следствие неспособности героев выбраться из омута собственных страстей. Никто из обитателей ночлежки не реализовал свой шанс, который им подарил Лука. Здесь уместно вспомнить Жана Вальжана из эпохального романа В. Гюго «Отверженные», которому хватило одной встречи с добрым епископом, чтобы в корне изменить свою жизнь. Отверженные же в пьесе Горького остались на дне – не потому, что Лука их обманул, а потому, что оказались не в состоянии переломить себя.