Найти в Дзене
Автолюкс

Tyrrell P34 - шестиколесный болид Формулы-1

Оглавление

1976 год вошел в историю Формулы 1 как один из самых интересных благодаря двум событиям. Соперничество между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом, и авария австрийского гонщика, а также появление на гонках Ф1 самого необычного автомобиля в истории - шестиколесного Tyrrell P34.

В поисках совершенства

В начале 1970-х конструктор Дерек Гарднер начал работать с командой Elf-Tyrrell Formula 1. Его задачей было разработать новую, лучшую машину для гонщиков команды. Это была сложная задача, потому что все автомобили того времени использовали практически одинаковые двигатели, и единственным способом получить преимущество было улучшение других компонентов.

     Tyrrell P34
Tyrrell P34

Гарднер подошел к делу совсем с другой стороны. Вместо модернизации конструкции он решил заменить два стандартных передних колеса автомобиля четырьмя маленькими 10-дюймовыми колесами. Колеса меньшего размера должны были уменьшить аэродинамическое сопротивление и, таким образом, увеличить максимальную скорость автомобиля.

Прототип Tyrrell P34 был представлен в 1975 году. Приглашенные на шоу журналисты были в шоке, когда увидели шестиколесный болид F1. Одни называли его самым инновационным в истории F1, другие - самым некрасивым и неуклюжим.

     Tyrrell P34
Tyrrell P34

Вскоре после презентации машина приступила к испытаниям на трассах. Первые результаты были очень плохими. Водители жаловались на проблемы с рулевым управлением, слишком быстро перегревались тормоза. После нескольких переделок и модификаций Tyrrell P34 был официально включен в состав команды на сезон 1976 года.

Автомобиль оснащался восьмицилиндровым двигателем Ford-Cosworth DFV объемом 3 литра. Изначально он комплектовался 5-ступенчатой ​​коробкой передач, но позже ее заменили на 6-ступенчатую. Tyrrell P34 весил 595 кг, а после доработок его вес увеличился до 620 кг.

     Tyrrell P34
Tyrrell P34

Короткая карьера

Автомобиль дебютировал на Гран-при Испании (четвертая гонка сезона). За рулем был Патрик Депайе, но закончить гонку ему не удалось. Во время Гран-при Бельгии было выставлено две машины P34 - пилотами были Депайе (который снова не финишировал в гонке) и Джоди Шектер, финишировавший 4-м.

Уже первые старты показали, что машина, несмотря на технические проблемы, обладает неплохими характеристиками. На Гран-при Швеции оба гонщика финишировали на подиуме: Шектер первым, а Депайе вторым. В следующих гонках оба остались в первой десятке, но, к сожалению, машины доставили немало проблем.

     Tyrrell P34
Tyrrell P34

Несмотря на хорошие параметры, у автомобилей были проблемы с шинами и с постоянным перегревом передних тормозов. Кроме того, передние шины меньшего размера изнашивались гораздо быстрее, чем традиционные, и их замена была не такой простой. Несмотря на трудности, сезон 1976 года команда Tyrrell финишировала третьей.

В сезоне 1977 года Джоди Шектер заменил Ронни Петерсон, но это изменение было не очень благоприятным. Этот сезон был провальным для гонщиков P34. Команда завершила сезон на 5-м месте.

Изменение правил и доступ к новым техническим решениям привели к тому, что в 1978 году автомобили были отправлены на долгие годы на хранение. Лишь в 1999 году удалось восстановить один из них. В 2008 году на трассу вернулся второй экземпляр. С тех пор обе машины были постоянными гостями исторических ралли.

Слишком инновационный

     Tyrrell P34
Tyrrell P34

Tyrrell P34 считается самым необычным автомобилем в истории Формулы-1. С одной стороны, его необычный дизайн был очень интересен и открывал большие возможности, а с другой - доставлял немало проблем персоналу и пилотам. Более поздние изменения правил привели к тому, что шестиколесные машины F1 вряд ли еще будут участвовать в гонках.