Найти тему
Войны рассказы.

Чижик-пыжик

Произошла эта история в Брянских лесах весной 1943 года. Сам я свидетелем тех событий не был, слышал рассказ бывшего партизана уже после войны.

Так вот, в партизанском отряде был парнишка лет четырнадцати, прибился к одной из групп возвращавшихся с заданий. С его слов он рос без родителей, воспитывался в детском доме, когда враг наступал, сбежал, хотел попасть на фронт. На фронт не попал, оказался на оккупированной территории. Скитался от села к селу, от деревни к деревне, питался, чем придётся, ночевал, где ночь застанет. В отряд он пришёл в таких обносках, что было страшно на него смотреть. Партизаны сжалились, подобрали кое-что из одежонки, вернули, так сказать, пареньку человеческий вид. В благодарность мальчишка брался за любую работу, его видели везде, где нужна была помощь. Однажды в отряд вернулась группа, задание не выполнила, партизаны принесли троих раненых. Настроение, надо понимать – плохое! Так этот мальчишка выбежал перед ними, лихо приплясывая, пел песенку:
«Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две –
Закружилось в голове».
Лица партизан повеселели, поднялось настроение. С тех пор паренёк взял за правило встречать вернувшихся с заданий этой весёлой песенкой. Конечно, если группа возвращалась с потерями, было не до песен. Командир отряда несколько раз промолчал, будто не обратил внимания на такую самодеятельность, но потом такие встречи запретил, песенка-то совсем не детская! С тех пор партизаны окрестили мальчишку Чижиком. Новоприбывшие в отряд, думали, что это его фамилия.

Однажды вернулась одна из групп, она долгое время была в засаде, плохо одетые партизаны обморозились. Вернувшихся в отряд всегда встречали всем народом, в этот раз было так же. Так вот, мальчишка отвёл одного в сторону, помог ему усесться на бревно, снял с него сапоги. Лекарств особо не было, но народные средства никто не забыл. Намазав ноги бойца вонючей мазью, паренёк устроился рядом, что-то ему рассказывал, некоторым показалось, что партизан улыбнулся. Про того человека разговор отдельный. Всегда угрюмый, замкнутый в себе мужчина, симпатии у боевых товарищей не вызывал. Нет, воевал он хорошо, смерти не боялся, за спины товарищей не прятался, но его нелюдимость, скажем так, мешала заиметь в отряде друзей. О его довоенной жизни никто ничего толком не знал, многие думали, что у него на душе большой грех, вот и сторонится людей. С того дня мальчик и партизан везде были вместе, правда существовало между ними одного несогласие: мальчишка называл его – дедом. «Какой я дед, детей нет, откуда внуки?!» - выговаривал пареньку партизан. Чижик как не слышал протесты партизана, «дед» и всё тут! Дружба мальчика и взрослого мужчины крепла. Партизаны не раз видели, как он подкладывал в его котелок ложку-другую каши из своего. А однажды нарушил приказ командира отряда. Вернувшись с задания, сунул пареньку плитку немецкого шоколада. Если бы не мальчишка, не миновать тому командирской кары. Разделив шоколад на маленькие кусочки, паренёк раздал его всем детям, которые были при отряде, себе оставил самый маленький. Особым отношением партизана к мальчику было то, что он дозволял тому чистить автомат. Не каждому доверишь своё оружие.

Наступила весна. У командира партизанского отряда появилась информация, что в ближайшие дни со станции на фронт будет отправлен поезд с очень важным грузом. Упустить такой шанс насолить немцам партизаны не могли, послали разведку к железной дороге и на станцию, очень важно было знать время отправления поезда. С железной дороги разведка вернулась быстро, нашли два подходящих места для закладки мины, а вот со станции партизан пришлось ждать. Те вернулись обозлённые, не подойти, говорят, к станции, не разведать. Партизанские командиры думали долго, решили отправить Чижика, нарядив его в такие же лохмотья, в которых он пришёл в отряд. Чтобы не заблудился и не пропал зазря, дали троих партизан в сопровождение, среди них был и его товарищ. К ночи бойцы были на месте. Понаблюдав какое-то время за станцией, подтолкнули паренька: «Пора. На рожон не лезь, будь осторожнее!». Мальчишка ушёл, а партизаны остались ждать. Начинало светать, партизаны волновались. Вдруг один из них прошептал: «Чижик ползёт, точно он!». В неглубокий овраг свалился мальчишка: «Завтра, в восемь утра!» - выдохнул устало Чижик. Обратно его несли на руках, такой была благодарность взрослых мужчин к мальчику. На следующий день партизаны пустили тот поезд под откос, взрывы со стороны железной дороги были слышны до вечера.

Следующее задание для Чижика, его друга и ещё пятерых партизан было обычным: нужно добраться до большака и наблюдать за движением немецких войск. Добрались, устроились, три дня вели наблюдение, записывая всё, что видели. Пришло время возвращаться, на обратной дороге заночевали в стогах прошлогоднего сена, а когда проснулись, обнаружили, что окружены немцами и полицаями. Может, кто выдал, а может, сами забыли про осторожность. Партизанам предложили сдаться, но те начали бой. Прорвав окружение возле болота, мальчишка и два партизана сумели вырваться. Отступая, угрюмый партизан следил за тем, чтобы мальчик был прямо перед ним, тем самым закрывая его своим телом. Когда спасительная топь была совсем рядом, обоих партизан ранило, если один ещё мог двигаться, то второй, тот самый друг Чижика, лежал неподвижно. Схватив его автомат, мальчик отбежал в сторону:
«Чижик-пыжик вместо пьянки
Выпил воду из Фонтанки…!»
Выпустив несколько пуль, паренёк ушёл от партизан ещё дальше.
«…Видно градусы не те:
Зашумело в животе…!»
Оставшиеся в канаве раненые слышали звонкий голос мальчишки, им было понятно, что он уводит врага от своих товарищей.
«Чижик-пыжик после пьянки
Похмелился из Фонтанки…»
Звуки выстрелов автомата удалялись.
«Откачали эту птицу…»
Голос Чижика затих вместе с последними выстрелами. Его партизанский друг вдавил своё лицо в прошлогодние листья, он всё понял.

Птицы
1138 интересуются