Найти тему
In Data We Trust

Какие должны быть UTM метки

Оглавление

Счетчики статистики, определяют, как и откуда попал на сайт каждый его посетитель. По параметру referrer, в котором записана информация о том, откуда перешел на страницу пользователь, определяется источник. На основании источника определяется канал перехода. Можно сказать что счетчики статистики распределили все источники на категории — "каналы": поисковые системы относятся к каналу "Переходы из поисковых систем" в Яндекс Метрике и "organic" в Google Analytics. Прямые заходы на сайт относятся к каналу "Прямые заходы" в Яндекс Метрике и "(none)" в Google Analytics. И так далее.

В этой статье я хочу остановиться на теме UTM меток, и ответить на вопросы: для чего они используются, как работают, и где можно посмотреть информацию, связанную с ними.

Для чего нужны UTM метки

UTM метки — это параметры, в которых указываются данные о том, где находится ссылка по которой перешел на сайт пользователь.

Если пользователь переходит по ссылке с utm метками, информация об источнике, канале и некоторых других параметрах перехода будут взяты из этих меток.

UTM метки используются для отслеживания эффективности размещения рекламы и других материалов на разных ресурсах.

Представим ситуацию: на сайте есть рекламный баннер со ссылкой без UTM меток. Так же на этом сайте есть статья, внутри которой есть еще одна ссылка на тот же самый сайт, и тоже без UTM меток. И когда пользователи будут переходить по ссылкам, вне зависимости от их расположения, счетчики статистики будут записывать все переходы к одной и той же паре "источник / канал". При этом, в зависимости от того, по какой ссылки переходят пользователи, их поведение может очень сильно различаться. А если еще и начать считать экономику, становится очень грустно.

Какие UTM метки используются сейчас

Сейчас используются 5 UTM меток,

Пример UTM меток для ссылки, размещенной в этой статье
Пример UTM меток для ссылки, размещенной в этой статье

Метки utm_source и utm_medium являются обязательными для заполнения. Если хотя бы одна из них будет заполнена, значение других меток не зачитаются.

Метки при переходе по ссылке https://www.site.ru/?utm_medium=test_medium&utm_campaign=test_campaign
Метки при переходе по ссылке https://www.site.ru/?utm_medium=test_medium&utm_campaign=test_campaign

utm_source

Источник перехода. Обязательная метка.

В Google Analytics записывается в параметр "Источник".

Готовый отчет в разделе "Источник трафика > Весь трафик > Источник/канал", вкладка "Источник".

Отчет по источникам в Google Analytics
Отчет по источникам в Google Analytics

В Яндекс Метрике записывается в параметр "UTM Source" и дублируется в параметр "Источник трафика (детально)".

Готовый отчет находится в разделе "Источники > Метки UTM". Так же данные доступны в отчете "Источники > Источник, сводка".

Отчет по UTM Source в Яндекс Метрике
Отчет по UTM Source в Яндекс Метрике

Используются следующие значения:

  • Для рекламных систем указывается название рекламной системы.
    Пример:
    yandex, my_target.
  • Для социальных сетей название социальной сети (обычно адрес без суффикса).
    Пример:
    vk, ok, twitter.
  • Для мессенджеров название мессенджера (обычно адрес без суффикса).
    Пример:
    viber, telegram, whatsapp.
  • Для емейл рассылок тип рассылки.
    Пример:
    newsletter (для новостной рассылки), ecommerce (для рассылок, связанных с электронной торговлей).
  • Для партнерских сайтов адрес сайта.
    Пример:
    site.ru.

utm_medium

Канал перехода. Обязательная метка.

В Google Analytics записывается в параметр "Канал".

Готовый отчет в разделе "Источник трафика > Весь трафик > Источник/канал", вкладка "Канал".

Отчет по каналам в Google Analytics
Отчет по каналам в Google Analytics

В Яндекс Метрике записывается в параметр "UTM Medium" и дублируется в параметр "Источник трафика".

Готовый отчет находится в разделе "Источники > Метки UTM". Так же данные доступны в отчете "Источники > Источник, сводка".

Отчет по UTM Medium в Яндекс Метрике
Отчет по UTM Medium в Яндекс Метрике

Используются следующие значения:

  • Для рекламных систем указывается тип оплаты.
    Пример:
    cpc (оплата за клик), cpm (оплата за показы), cpa (оплата за действия).
  • Для социальных сетей указывается значение social.
  • Для мессенджеров указывается значение messenger.
  • Для емейл рассылок указывается значение email.
  • Для партнерских сайтов указывается значение partners.

utm_campaign

Кампания привлечения. Необязательная метка.

В Google Analytics записывается в параметр "Кампания".

Готовый отчет в разделе "Источник трафика > Весь трафик > Источник/канал", вкладка "Канал".

Отчет по кампаниям привлечения в Google Analytics
Отчет по кампаниям привлечения в Google Analytics

В Яндекс Метрике записывается в параметр "UTM Campaign".

Готовый отчет находится в разделе "Источники > Метки UTM".

Отчет по UTM Campaign в Яндекс Метрике
Отчет по UTM Campaign в Яндекс Метрике

Используются следующие значения:

  • Для рекламных систем указывается название рекламной кампании.
    Пример:
    reklamnaya_kampania_1, autumn_sale.
  • Для емейл рассылок указывается название рассылки.
    Пример:
    newsletter_23032023 (новостная рассылка от 23 марта 2023), order_confirmation (письмо с подтверждением покупки)
  • Для партнерских сайтов указывается тип размещения.
    Пример:
    banner (выкупленный баннер), article (статья).

utm_content

Необязательная метка. Помогает определить с каким контентом или объявлением взаимодействовал посетитель.

В Google Analytics записывается в параметр "Содержание объявления".

Готовый отчет в разделе "Источник трафика > Весь трафик > Источник/канал", вкладка "Содержание объявления".

Отчет по содержанию в Google Analytics
Отчет по содержанию в Google Analytics

В Яндекс Метрике записывается в параметр "UTM Content".

Готовый отчет находится в разделе "Источники > Метки UTM".

Отчет по UTM Content в Яндекс Метрике
Отчет по UTM Content в Яндекс Метрике

Используются следующие значения:

  • Для рекламных систем указываются тем, что не попало в другие метки. Значения разделяются вертикальной полосой |.
    Пример:
    id|{phrase_id}_{retargeting_id}|cid|{campaign_id}|gid|{gbid}|aid|{ad_id}|adp|{addphrases}|pos|{position_type}{position}|src|{source_type}_{source}|dvc|{device_type}.
  • Для емейл рассылок указывается место ссылки.
    Пример:
    header (шапка), banner (баннер).
  • Для партнерских сайтов указывается место ссылки.
    Пример:
    header (заголовок), comment (комментарий).

utm_term

Необязательная метка. Ключевое слово.

В Google Analytics записывается в параметр "Ключевое слово".

Готовый отчет в разделе "Источник трафика > Весь трафик > Источник/канал", вкладка "Содержание объявления".

Отчет по ключевым словам в Google Analytics
Отчет по ключевым словам в Google Analytics

В Яндекс Метрике записывается в параметр "UTM Term".

Готовый отчет находится в разделе "Источники > Метки UTM".

Отчет по UTM Term в Яндекс Метрике
Отчет по UTM Term в Яндекс Метрике

Обычно используется в рекламных объявлениях для отслеживания ключевых слов по которым было показано объявление, с которого пришел пользователь.

Если система поддерживает динамические параметры, предпочтительно передавать их.

Ошибки при использовании UTM меток

Добавлять UTM метки к внутренним ссылкам

Цель UTM меток — помочь точнее понять откуда попал пользователь на сайт. Но я иногда вижу что UTM метки добавляют к ссылкам, которые помогают перемещаться пользователю внутри сайта. Например, размечая метками внутренние рекламные баннеры.

Когда пользователь заходит на сайт, счетчики аналитики начинают для пользователя сессию, записывая в нее все UTM метки., и все совершаемые события. Когда пользователь переходит по ссылке с UTM, предыдущая сессия завершается, и начинается новая сессия.

Использовать разные варианты меток для отслеживания одинаковых ссылок

К разным вариантам я отношу:

  • Разные регистры. UTM метки чувствительные к регистру параметры. Значения cpc, Cpc, CPC в UTM метке будут восприниматься как 3 разных значения.
  • Разные написания для одного и того же источника. Желательно заранее продумать, какие метки будут использоваться, чтобы не менять их в последующем.
Разные значение UTM меток для одного источника
Разные значение UTM меток для одного источника

Использовать все UTM метки

Появление пяти типов UTM меток обусловлено тем, что некоторые источники трафика требуют большей детализации для качественного анализа. Но нет нужды использовать все 5 типов меток для разметки источников привлечения. Чтобы получить достаточную для анализа информацию в большинстве случае будет достаточно двух-трех меток (utm_source, utm_medium, utm_campaign).

Полезные ссылки