рассказ
Корабль "Буран" потерпел крушение на малой планете пояса астероидов, находящегося на эллиптической орбите за пределами орбиты планеты Нептун, в самом дальнем уголке Солнечной системы.
Никто не ожидал, пуская корабль в путь, что на самом-то деле планет не девять, и уж тем-более не десять. Все сначала думали, что всего существует десять эллиптических орбит, согласно правилу Тициуса-Боде - это десять планет, включая пояс астероидов, находящийся между орбитами Марса и Юпитера, - так называемую мифическую планету Фаэтон. Когда же осознали свою ошибку, было уже поздно: дальше орбиты Нептуна оказался второй пояс астероидов - так называемый пояс Койпера.
А планет, включая найденные малые планеты - великое множество. Старики Тициус и Боде оказались правы лишь в одном - в определении орбит этих предполагаемых планет. И их, этих орбит, включая планет известных, таких как Венера, Земля и Марс, оказалось десять.
Капитан корабля "Буран" Денис Павлов, а также руководители космической экспедиции с Земли, из Центра Управления Полётом космонавтов, приняли решение ожидать спасательной операции, поскольку механические повреждения корабля не давали возможность совершить обратный полёт.
На десятой орбите оказался пояс Койпера. А Плутон, с его открытым спутником - это не планета, а астероид. Таких астероидов в поясе Койпера было много, так что планет на самом деле в Солнечной системе, включая Землю - восемь.
А что же находится дальше пояса Койпера? Дальше идёт межзвёздное пространство...
Спасательная экспедиция была направлена снова "Бураном" (так назывались все космические корабли типа космоплана) в то же время. Путь через "окно" сближения планет был всё ещё открыт, поэтому в ЦУПе спешили. Были и ещё соображения необходимости такого перелёта.
Так как межзвёздное пространство было все-ещё не изучено, возникла необходимость его изучения. Предполагалось достигнуть четвёртой космической скорости, и выйти за пределы притяжения Солнца как звезды - совершить межзвёздный перелёт.
Что было за межзвёздным пространством никто не знал, но четвёртая космическая скорость позволяла путешествовать к другим звёздам нашей Галактики, и может быть и к другим Галактикам тоже. Это открывало перспективу посещения экзопланет, и встречу с внеземным разумом...
Двигатель был сделан у космоплана ядерный. Это поначалу вызвало неодобрение у населения нашей планеты: атомная энергетика была развита только экспериментально, и аварии на атомных электростанциях приводили к загрязнению окружающей среды, что беспокоило население. К тому же в космосе уже давно были запрещены испытания атомного оружия и применение атома даже в мирных целях тоже вызывало беспокойство.
... В Японии, например, произошла авария на атомной электростанции в результате стихийного бедствия - цунами. Кто же мог положиться за безопасность атомного двигателя, если даже с "Бураном", посланным к далёким планетам, случилась катастрофа?
Но всё-же учёным удалось преодолеть все препятствия на пути межзвёздной экспедиции, и сопутствующая ей спасательная операция началась.
Спасти экипаж Дениса Павлова с его "Бураном" оказалось проще, чем это казалось на самом деле. Прилетели - починили космоплан; все оказались живы-здоровы. Но что делать дальше? На этот вопрос была чёткая инструкция: в случае невозможности перелёта повреждённого корабля - возвращаться на Землю. В противном случае - продолжать путь в другие космические звёздные системы.
Но Денис Павлов отказался лететь дальше. Нужно было решать, как быть с ним. Если его отправить на Землю, это займёт какое-то время и целый космоплан в придачу. А если отправиться дальше с ним, против его воли - психологический стресс скажется на его здоровье и взаимоотношениях в экипажах.
Было решено на длительное время изолировать Дениса в отдельной охраняемой камере - такие изоляторы специально для таких случаев в "Буране" были предусмотрены.
Денис Павлов, находясь в изоляторе, вдруг понял, что он-то и есть тот самый инопланетянин, о которых пишут книги, снимают фильмы и озвучивают радиопостановки. Но этот вывод он сделал находясь в одиночестве; там, на малой планете, он об этом не задумывался.
***
- Долго мы будем лететь? - спросил себя Денис.
Он находился в полёте по заполненному, с малой плотностью, газом межзвёздному пространству уже несколько месяцев. Кто знает, какова была бы скорость космического корабля, если бы не открытие (этого газа) стариной Гартманом? Пока же обтекаемый гиперзвуковой корпус "Бурана" позволял набирать нужную скорость, создавая вокруг себя без инертную оболочку.
В изоляции у Дениса возникли галлюцинации. Он видел несуществующие предметы и слышал чужие голоса, которых не было в реальности. В-общем, в изоляторе он потихоньку начал сходить с ума. И чтобы он окончательно не сошёл с ума, ему дали возможность пользоваться интернетом с доступом к социальным сетям.
Интернет был у всех на корабле, и компьютеры стояли в открытом доступе. Свой компьютер поставили и Денису. Он создал свою группу, и делился воспоминаниями со своими родными и близкими ему людьми.
Теперь он перестал мысленно разговаривать с мнимыми инопланетянами, и даже смирился с участью быть космонавтом дальнего плавания.
Вскоре его выпустили из изолятора.
Между тем космический корабль всё летел в межзвёздном пространстве...
Белая пелена облаков видна в иллюминаторе. Затем открывается вид на сеть городов с высокими зданиями тёмного цвета; улицы разделяют дороги. Геометрически правильный рисунок города-мегаполиса с высоты полёта создаёт чувство грандиозности. Видны железная дорога и реки, текущие одна за другой посреди тайги. Хорошо видны также моря и озёра. Когда хорошая погода - белые облака красиво плывут барашками, а когда ненастье - синие тучи и блеск молний. Прямоугольники сельскохозяйственных полей дальше города говорят о развитом агропромышленном комплексе этой цивилизации. Некоторые прямоугольники чёрные - значит урожай уже убран.
Цивилизация - вот что обнаружили космонавты за пределами Солнечной системы.
Сразу возникло несколько технических вопросов: как передать эти изображения на Землю, и следует ли приземляться и вступать в контакт?
Любая картинка долго загружалась, особенно видео-файлы. Решено было оставить на "Буране" следить за передачей снятого материала уже вменяемого Дениса Павлова, а самим - всему экипажу, совместному от двух кораблей, спуститься на планету в специальном космическом аппарате - батискафе. По-видимому, на планете была атмосфера, что создавало некоторые трудности при спуске. Но "Бураны" всё равно было решено беречь, оставив на орбите.
Приземлившись в хвойном лесу, космонавты сняли скафандры, чтобы подышать свежим лесным воздухом.
Было сомнение, использовать ли для перемещения железную дорогу, или лететь в космическом аппарате дальше. В конце концов космонавты решили разделиться на группы: одни поедут поездом, другие - воздушным путём, а третьи пойдут пешком (выбирали по службе в армии - кто где служил).
Тем временем Денис скучал в невесомости.
- А не бросить ли всё и махнуть на Землю? - думал он.
Но чувство товарищества заставляло его оставаться здесь.
Первый контакт с людьми, как ни странно, произошёл почти у всех групп одновременно.
Группе военной разведке пришлось оказаться на путях, по которым она вскоре дошла до ближайшей станции, которая состояла из небольшой будки - по-видимому поезда здесь долго не задерживались. Инопланетянин, сидящий в будке, был маленького роста, белый, с раскосыми карими глазами. Лицо - вытянутое овалом, а на черепной коробке - немного расширенное. Он оказался диспетчером. Космонавты жестами завязали с ним разговор. Инопланетянин посоветовал ехать в центр города на электричке, дав билеты в обмен на безделушку, бывшую при себе у космонавтов (ненужный теперь электронный переводчик с русского на английский, с встроенными в него часами и музыкальным плеером). Он дал им также немного денег.
Другие группы путешествовали так:
Лётчики летели вдоль железнодорожных путей, пролетая над посёлками, рассыпавшимися вдоль этой железной дороги, пока не долетели до города, пролетая над площадью с часами на башенке. Приземлившись, они были окружены службами, следившими за порядком, которые не хотели их никуда пускать в город, но простые работяги так были рады гостям, что, не обращая внимание на эти службы, пропустили их. И лётчики поехали осматривать достопримечательности города.
Не повезло только пехоте, которая изначально выбрала самый трудный путь в неизведанные края, среди непроходимых лесов и болот. В конце концов они наткнулись на грунтовую дорогу, идя по которой встретили заброшенный посёлок, каких было здесь много.
Космонавты поняли, что исторически оказались в земном Новом времени.
В социальном плане отношения между людьми ненамного отличались от земных. Был Парламент, Президент, Правительство, Суд и милиция. Все инопланетяне выглядели по-разному: у некоторых кожа была смуглая до коричневатого оттенка, а другие и вовсе были белые.
- Куда мы попали? - спрашивали себя космонавты. - Мы всегда думали, что инопланетяне - это такие сказочные зверюшки из фильмов Лукаса, а оказались - простыми людьми. Ради это ли стоило лететь в Космос?
Космические технологии были ещё слабо развиты здесь. Было предложение устроить какое-нибудь рукотворное чудо, чтобы пробудить у населения планеты к себе повышенный интерес. Но по религиозным соображениям космонавты отказались от этого.
- А если случится война, что тогда? - думали космонавты. - Тогда будет намерение уничтожить одну планету - Землю, чтобы перелететь и жить на другой такой-же, ну или почти такой-же. Чтобы спустя какое-то время уничтожить и эту, - это тупик. Нет, этого допустить никак нельзя!
***
Денис Павлов приземлил "Буран" на картофельном поле. Для приземления использовались не шасси, а лыжи, специально прикреплённые снизу к металлическому корпусу корабля. Крепились они туда с помощью робота на космической орбите этой планеты.
Денис Павлов вызвался остаться на неизвестной планете, чтобы сберечь космическую технологию для будущих поколений. Космонавты его снабдили всем необходимым - одеждой местных жителей; дали уроки местного языка, обучив навыкам общения на нём...
Вскоре Денис обзавёлся здесь домом с приусадебным хозяйством. В подсобном помещении его находился аккуратно смазанный космический аппарат - батискаф, для перелёта на околопланетную орбиту, за ним Денис постоянно следил, чтобы технически быть подготовленному к новому визиту космонавтов.
А в спальне у него стоит аккуратно поставленный компьютер с интернетом, где он по-прежнему передаёт сигналы на Землю, втайне надеясь увидеться со своими родными и близкими людьми.
Приземлившись около железной дороги, "Буран" долго стоял так, пока местные ж/д рабочие не начали сдирать обшивку с этого корабля, чему Денис воспротивился, дав знать, что объект находится под охраной.
Ведь в будущем люди неизвестной планеты научатся ценить космическую дружбу. И поставят "Буран" на своей главной городской площади как памятник.
Космонавты же возвращаются домой, обогащённые первым опытом межпланетного общения... Друг с другом.