В этой книге, небольшой по объёму, Бори́с Миха́йлович Но́сик, русский писатель и журналист, живший в последнее время во Франции, постарался осветить одну страницу из жизни Анны Андреевны Ахматовой и Амедео Модильяни.
Они встречались и общались в Париже в 1910-1911 годах, он оставил несколько карандашных набросков с натуры, она посвятила ему немало стихотворений и очерк.
Когда читаешь литературоведческие исследования, иногда хочется сказать: лучше бы почитать воспоминания самих участников событий. Но Борис Носик вполне убедительно доказывает, что не всегда это верно. Ведь любой человек, во-первых, субъективен, во-вторых, избирательно забывчив, ну а в-третьих, может просто специально скрыть те или иные события своей жизни. По отношению к парижской поездке Анны Ахматовой 1911 года это вполне понятно. Ведь она – замужняя дама, если там что и было, то сообщать об этом всему миру совсем не обязательно.
А Борису Носику посчастливилось встречаться и общаться если не с очевидцами, то по крайней мере с современниками событий, поэтому его воссоздание хронологии и фактографии тех событий выглядит вполне убедительно.
Огромный плюс книги в том, что она написана не сухим научным языком, а как повесть, с характерами героев, эмоционально. Сразу и Анна Ахматова, и Амедео Модильяни, и, конечно, Николай Гумилёв стали нам ближе и понятнее как личности.
В конце книги как приложения к основному тексту размещены очерк Анны Ахматовой о Модильяни, очерк Николая Харджиева о рисунке Модильяни, справка МГБ Ленинградской области об Анне Ахматовой от 1946 года (документ с грифом «совершенно секретно» - вот тут и вправду интересно, где автор книги его раздобыл? Или эти архивы уже рассекречены?) и краткая хронология жизни Анны Андреевны.
К минусам книги могу отнести плохое качество бумаги. Если бы просто читать – то и ничего страшного, но такая книга предполагала наличие иллюстративного материала, а тут уже бумага должна быть получше. Да и хотелось бы увидеть все репродукции Модильяни, упомянутые Носиком. А так пришлось искать в интернете.
Вот самый известный набросок Модильяни, который был у Ахматовой и висел над её кроватью.
Остальные, по её словам, были утрачены (всего их было 16), но, возможно, она просто не считала возможным хранить их у себя – компромат всё же! Вот ещё несколько набросков Модильяни, в которых не так давно исследователи тоже опознали силуэт Ахматовой.
Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/7190973275D3EC31.html