Найти в Дзене
Дарья Нестерова

Как научить ребёнка понимать прочитанное?

Процесс чтения состоит из двух этапов: механического и смыслового. И к нам в онлайн-школу часто обращаются с трудностями по первому типу: медленно читает, невыразительно, путает буквы и так далее. Проблема очевидна и родители хотят её решить. А вот второй этап чтения – понимание смысла, запоминание прочитанного, умение сформулировать “что я только что прочитал” – всё это остаётся где-то за кадром. Так как взрослые ошибочно полагают, что, если ребёнок читает быстро, хорошо, средне или даже плохо, но в целом читает (т.е. соединяет слоги в слова), то он понимает, о чём прочитал. Это заблуждение. Я сама отличный тому пример. Если Вы видели мои видео, то знаете, что я та ещё тараторка. И в школе читала быстрее всех. Однако же, спроси меня: “Даша, а что вот ты сейчас прочитала?” Я бы не ответила. О том, почему так может происходить, предлагаю Вам подробнее прочитать в этой статье: А сейчас я дам рекомендации, как быть. Игры и техники для понимания прочитанного Рисуйте с ребёнком прочитанн
Оглавление

Процесс чтения состоит из двух этапов: механического и смыслового.

И к нам в онлайн-школу часто обращаются с трудностями по первому типу: медленно читает, невыразительно, путает буквы и так далее. Проблема очевидна и родители хотят её решить.

А вот второй этап чтения – понимание смысла, запоминание прочитанного, умение сформулировать “что я только что прочитал” – всё это остаётся где-то за кадром. Так как взрослые ошибочно полагают, что, если ребёнок читает быстро, хорошо, средне или даже плохо, но в целом читает (т.е. соединяет слоги в слова), то он понимает, о чём прочитал. Это заблуждение.

Я сама отличный тому пример. Если Вы видели мои видео, то знаете, что я та ещё тараторка. И в школе читала быстрее всех. Однако же, спроси меня: “Даша, а что вот ты сейчас прочитала?” Я бы не ответила.

О том, почему так может происходить, предлагаю Вам подробнее прочитать в этой статье:

А сейчас я дам рекомендации, как быть.

Игры и техники для понимания прочитанного

Рисуйте с ребёнком прочитанный текст.

Берёте маленький отрывок художественного, хорошо представляемого текста и читаете по предложению. Чем сложнее ребёнок понимает прочитанное, тем меньше текст.

После каждого предложения задаёте вопросы:

– О чём ты только что прочитал?

– Кто или что главный персонаж?

– Какие действия происходили в предложении?

И предлагаете ребёнку зарисовать то, что он рассказал.

Если не получается, можно идти буквально по слову, выспрашивая смысл каждого отдельного слова, словосочетаний и т.д.

Распечатайте текст и зачеркните в нём некоторые слова.

Для начала можно зачеркнуть через примерно 3-4 слова или даже больше, а потом через два и через одно, чтобы усложнить.

Допустим, текст:

Каждый день Маша выходила во двор с мячом и скакалкой. К ней подбегали соседские ребятишки, и они вместе играли. Вечером Маша шла домой и делала уроки.

Оставляем:

Каждый день Маша _______ во двор с мячом и _______. К ней подбегали соседские _______, и они вместе играли. Вечером _____ шла домой и делала уроки.

Даёте ребёнку такой текст и предлагаете сначала понять основной смысл. А потом угадать, какие могли бы быть слова. Если ребёнок ошибётся в точности, ничего страшного – умение фантазировать тоже хороший навык, оно и помогает понимать прочитанное.

Предложите ребёнку составить кроссворд прочитанного.

Но не просто абстрактно, а именно в контексте прочитанного.

Допустим текст:

Ёжик жил за городом, в дремучем тёмном лесу. Но каждое утро он ходил на работу в город. Ёжик работал сантехником и чинил трубы. А в свободное время он любил читать газеты, собирать листья и пить чай.

Выбираем для кроссворда несколько слов. Например: дремучий, трубы, газеты.

И в качестве подсказок к отгадываемым словам пишем:

  1. В каком лесу жил ёжик?
  2. Что чинил ёжик?
  3. Что читал ёжик в свободное от работы время?

Попробуйте поиграть в эти игры. Главное делать это регулярно, чтобы развивалось осознанное смысловое чтение, но не нужно забывать и о том, что этому могут мешать серьёзные проблемы в виде СДВГ, дислексии, сниженной концентрации внимания. Тогда сперва нужно избавиться от причин, почему ребёнок не понимает, что он читает, а уже вместе с этим придёт и осознанность прочитанного.

Помочь разобраться могут наши тренеры на онлайн-консультации. Они продиагностируют ребёнка и подберут обучение, которое устранит проблемы.

✍️ Записаться на консультацию

Также Вам могут быть полезны статьи: