Произведение «Лебедь, №1» изображает на себе двух летящих лебедей в чёрно-белом зеркальном отображении инь/ян – птицы объединены вместе прикосновением крыла, они также встречаются своими клювами. В духе древнекитайской символики изображение показывает нам, как, казалось бы, противоположные силы на самом деле дополняют друг друга. Тем не менее, в работе присутствует чувство антагонизма, которое хорошо выражает, что союз может быть настоящей борьбой, особенно между людьми.
Фирменные цвета шведской художницы Хильмы аф Клинт (годы жизни 1862-1944) – синий и жёлтый – имеются на клюве и плавниках существ, таким образом как бы подтверждая, что данная картина о стремлении к балансу между полами. В следующем творении из той же серии под названием «Лебедь, №2» изображаются лебеди, столкнувшиеся вместе, и цвет, созданный между ними, на этот раз красный, а не зелёный.
Краснота окружает обеих птиц и, кроме того, капает как кровь с чёрного, «женского» птичьего крыла. Если красный цвет означает страсть и, вполне возможно, репродуктивную силу, предполагается, что этот опыт может напрочь стереть отрицательную женскую энергию.
И действительно, больше, чем в других сериях под эгидой «Картин для Храма», борьба между лебедями – это конфликт между небесным и подземным мирами, между добром и злом, между миром и войной; на многих других картинах, входящих в серию «Лебедь», изображаются цели (к примеру, в цветных окружающих кругах, в которые нужно прицеливаться по ходу боевых действий).
Помимо своей известной силы и защитных способностей, лебеди повсеместно считаются неземными – символами трансцендентности и знаком завершения чего-либо в алхимической традиции.
Когда аф Клинт создавала все эти работы, после четырёхлетнего перерыва в живописи, она уже не испытывала такого острого и непроизвольного руководства, как раньше. Это увело художницу от более автоматических техник рисования к более исследовательскому, вдумчивому и построенному подходу.
Несмотря на этот более рациональный взгляд, скрытая связь с духовным миром всё ещё присутствует, особенно благодаря антропософским духовным теориям австрийского доктора философии Рудольфа Штейнера (годы жизни 1861-1925), которые в те времена глубоко интересовали Хильму.
А критик Марк Хадсон утверждает, что «в её работах есть изощрённый визуальный интеллект» и «что-то вневременно загадочное», «из-за чего крайне трудно поверить в то, что все они могли быть созданы ещё в 1915 году».
- Художник – Хильма аф Клинт
- Название – «Лебедь, №1»
- Год создания – 1914-1915
- Размеры – 70 х 100 сантиметров
- Материал – масло на холсте
- Место нахождения – Фонд Хильмы аф Клинт (Стокгольм, Швеция)